Тематические сезонные подборки для настроения стали уже чем-то вроде традиции на моём канале. На календаре март и самое время вернуться к этому формату и вспомнить песни, посвященные весне.
Хотя во многих регионах нашей страны, в особенности на севере, погода ещё зимняя, весенний дух и предвкушение скорого наступления тепла уже витают в воздухе. В российской песенной культуре к образам весны обращались авторы разных поколений и музыкальных направлений, и каждый интерпретировал настроение и атмосферу этого времени года по-своему
Весна – вдохновляющее, романтичное время года, в песнях российских исполнителей она может быть и светлой и волнующей и тревожной и даже трагичной. Представляю вашему вниманию 7 разных по характеру и содержанию композиций.
«Весна идет» («Журчат ручьи»)
Муз. И. Дунаевский, ст. М. Вольпин Исп. Л. Орлова
Начнем с «глубокой старины», с самой очевидной весенней песни, чьи строчки приходят в голову молниеносно, когда речь заходит о «музыкальной весне»:
«Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лед, и сердце тает»
Подумать только, эта песня была впервые представлена советскому слушателю 75 лет тому назад. Она зазвучала звонким голосом легендарной актрисы Любови Орловой в далеком 1947-м году в кинофильме, который так и назывался «Весна». Орлова в этом фильме исполнила сразу две роли.
Снял эту картину супруг актрисы Григорий Александров. С именами Орловой и Александрова неразрывно ассоциируются такие киношедевры как «Волга, Волга», «Цирк», «Веселые ребята». «Весна» занимает достойное место в ряду самых известных работ режиссера Александрова. Этот фильм вошел в историю как первый, в котором появилась знаменитая заставка «Мосфильма» со скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Многие фразы, прозвучавшие в кинокартине, стали крылатыми, перешли в разряд афоризмов и до сих пор используются в повседневной жизни даже теми людьми, кто в силу возраста не знает первоисточника. Например: «Где бы ни работать, лишь бы не работать» и знаменитая фраза «Красота – страшная сила», произнесенная Фаиной Георгиевной Раневской, исполнившей в «Весне» роль экономиста Маргариты Львовны.
Музыку к фильму «Весна», как и к другим названным картинам Григория Александрова, писал старший представитель семьи композиторов Дунаевских – Исаак Осипович. Слова песни, известной под названиями «Весна идет» или «Журчат ручьи» вышли из-под пера Михаила Давидовича Вольпина, известного сценариста, драматурга и поэта середины прошлого века. В огромном творческом наследии обоих авторов эта вдохновляющая, легкая весенняя песенка стала одной из самых узнаваемых.
«Весна»
Муз. и сл. С. Сурганова, исп. гр. «Сурганова и оркестр» (ранее гр. «Ночные снайперы»)
«Весна идет, весне дорогу», -
эти строки, восходящие к Михаилу Вольпину, давно и прочно закрепились в памяти поколений и «перекочевали» в более поздние музыкальные произведения о весне. К стародавнему советскому хиту отсылает песня Светланы Сургановой, которая так и называется «Весна». Известные строки цитируются в припеве, в остальном это авторское, совсем иное по характеру и содержанию произведение с очень колоритным текстом.
В дискографии группы «Сурганова и оркестр», которую Светлана создала после расставания с Арбениной и ухода из «Ночных снайперов», песня «Весна» будет представлена на альбоме «Возлюбленная Шопена» 2005 года. Версия на этой пластинке станет наиболее известной.
Однако композиция появилась намного раньше, впервые она увидела свет ещё в «снайперский» период творчества Сургановой.
Светлана Яковлевна относит написание этой песни к 1993 году, как раз когда «Ночные снайперы» сложились как акустический дуэт. В тот период Сурганова жила в коммунальной квартире, которая и стала одним из центральных образов песни. По словам автора, в тексте композиции также отразились воспоминания из её детства, получилась бытовая зарисовка, погруженная в весенний контекст.
В 1999 году «Ночные снайперы» выпускают альбом «Детский лепет», куда вошли ранние записи дуэта. Была там и «Весна» в своей первоначальной версии, прозвучавшая в духе неформатного «бард-рока» 90-х.
Широко популярными «весенними» хитами на совместном этапе творчества отметились обе «снайперши». В 2000 году Диана Арбенина запоёт свою «31-ю весну». Эта песня принесет группе широкую популярность и будет восприниматься многими меломанами как первый «единоличный» арбенинский хит, выпущенный в составе дуэта. Песня войдет в альбом «Рубеж» 2001 года. Она стала своего рода «прологом» к тому периоду «Ночных снайперов», где Диана Сергеевна останется единственной фронтвумэн, на следующем и последнем совместном альбоме «Цунами» инициатива будет уже почти полностью в руках Арбениной, а с 2003 года подруги пойдут каждая своим путем.
Свою «Весну» Сурганова в более плотном роковом звучании переиздаст на альбоме «Возлюбленная Шопена», а в 2017 году представит песню в новой аранжировке. На эту версию будет снят клип режиссера Кирилла Емцова.
«Снова весна»
Муз. и сл. А. Макаревич, исп. гр. «Машина времени»
Противоречий образ весны как времени начала чего-то нового, надежд и стремлений, которые часто не оправдываются, воплощен в одной из композиций ветеранов отечественного рока – группы «Машина времени».
«Это снова весна,
Снова время никчёмных надежд
Снова тихая, тихая песня над городом слез
Отвори мне окно,
И впусти этот призрачный свет,
Мы уже на краю,
Кто же снова надежду принес»,
- не самые веселые строки о вдохновляющем времени года.
Автором и слов и музыки песни является лидер группы Андрей Макаревич. Он же её и исполнил. Я бы сказал, что эта песня типичная для автора и исполнителя и по духу, и по образному ряду, и по подаче.
По меркам более чем полувековой истории этого коллектива, композиция не такая уж и старая, она зазвучала в середине 90-х годов, к тому моменту группа уже исполнила свои главные хиты и имела широкую популярность, считалась «легендой русского рока».
Песня вошла в альбом 1996 года с «очень романтичным», как выразился сам Макаревич, названием – «Картонные крылья любви». В тот период в состав коллектива наряду с троицей Макаревич-Кутиков-Маргулис входили барабанщик Валерий Ефремов и клавишник Петр Подгородецкий.
«Весна»
Муз. и сл. В. Цой исп. гр. «Кино».
Своя «Весна» была и у культовой группы «Кино». Песня стилизована под американскую музыку середины прошлого века и позиционировалась как посвящение легендарным исполнителям - Элису Пресли, Нилу Седака и другим зарубежным звездам. Эта композиция существует в двух версиях. В официальной прижизненной дискографии Виктора Цоя «Весна» была издана в альбоме «Это не любовь» 1985 года.
Согласно воспоминаниям участника группы Алексея Рыбина, написал её Цой тремя годами ранее, в 1982-м. Тогда же она была записана в первоначальной версии в Ленинградском областном малом драматическом театре.
Этот вариант сохранился. Уже после гибели автора он войдет в сборник «Неизвестные песни», выпущенный по инициативе вдовы музыканта Марьяны Цой в 1992 году.
Представителями так называемого «русского рока», весьма разношерстного в стилистическом плане явления отечественной культуры, песен, посвященных весне, создано очень много. Можно вспомнить и «Актрису весну» Юрия Шевчука, и «Весну» группы «Ва-Банк» и ещё много других композиций.
«Весна»
Муз. А. Петрунин, сл. А. Лысиков. Исп. Dolphin.
Музыкант Андрей Лысиков с 1990-го года ведет творческую деятельность под псевдонимом «Dolphin» или, по-русски, Дельфин. Жанровую ориентацию его музыки сложно определить однозначно, в его треках наблюдается смешение стилей, его часто называют рэп-исполнителем, но в то же время он стал своим и для поклонников российского рока. Композиции Дельфина крутились на «Нашем радио». И это в тот период, когда в головах многих меломанов ещё был жив стереотип о противопоставлении и соперничестве рока и рэпа. Андрей демонстрировал их близость и связь. Одной из самых известных его песен стала мрачноватая композиция «Весна». В атмосферном треке с минимумом текста нет привычного «дельфиновского» речитатива, один катрен, написанный самим Андреем Лысиковым, поется несколько раз, утопая в музыкальном потоке:
«Мы обязательно встретимся, слышишь меня? Прости.
Там, куда я ухожу… Весна…
Я знаю, ты сможешь меня найти…
Не оставайся одна»,
- вот и все слова.
Огромную роль в этой композиции играет именно музыкальная составляющая, ею стала симфония, написанная Александром Петруниным – хорошим знакомым и частым соавтором Дельфина. Он автор всей музыки к альбому «Звезда». На этой пластинке увидела свет и песня «Весна». Многие меломаны выделяют данный альбом как лучший в дискографии Дельфина. Он имел огромный успех и существенно увеличил уровень узнаваемости исполнителя, а вот имя автора так и осталось неизвестно широкой аудитории.
Александр Петрунин, работавший под псевдонимом Mewark, – музыкант с трагичной судьбой. Он рано покинул этот мир, закончив свою жизнь в 32 года, в 2012 году. На надгробье выбита строчка из самой известной его песни: «Там, куда я ухожу, весна».
«Весна» ("Тесно")
Муз. Л. Терещенко, сл. Е. Иванчикова, исп. гр. IOWA
Поп-группа «IOWA» стала заметным явлением в русскоязычной поп-музыке 2010-х годов. Белорусский коллектив, начинавший свой творческий путь в Могилеве, «выстрелил» с хитами «Улыбайся», «Маршрутка», «Мама», обратив на себя внимание широкой аудитории.
Ещё на раннем этапе творчества в репертуаре группы появилась песня «Тесно», которая позже стала известна под названием «Весна». Именно с этой композицией, автор текста, солистка группы Екатерина Иванчикова, связывает переломный момент в истории коллектива. Певица указывает, что после выхода этой песни им поступило приглашение перебраться из Могилева в российскую северную столицу – Санкт-Петербург. Запись услышал и оценил продюсер Олег Баринов. Дело было в 2009 году.
Иванчикова вспоминает, что писала эту песню в непростой период, находясь в депрессивном эмоциональном состоянии.
«Я писала её, плача. Мне было плохо, я не знала, что будет дальше, но ведь именно в таких состояниях и хочется творить; мысли выливаются в слова, слова становятся фразами, фразы ложатся на музыку», -
рассказывает Иванчикова в социальной сети ВКонтакте.
Музыку написал гитарист группы IOWA Леонид Терещенко. Запись была сделана в домашних условиях и выложена в интернет, что принесло свои плоды.
Клип на песню «Весна» снимали в 2014 году в Ялте.
«Весеннее танго»
Муз. и сл. В. Миляев (в РАО - Л. Иванова, В. Миляев, С. Никитин), Исп. Т. и С. Никитины, А. Герман, проект «Песни нашего века» и другие.
Эту песню, хорошо известную в среде любителей бардовской песни, чаще всего вспоминают по строкам:
«Приходит время - с юга птицы прилетают, снеговые горы тают - и не до сна. Приходит время - люди головы теряют, и это время называется весна»
Она звучала в исполнении замечательного дуэта Татьяны и Сергея Никитиных. Но не только Никитины исполняли это произведение.
Песня родилась в 1974 году в семье ученого-физика и барда Валерия Миляева и актрисы Людмилы Ивановой, той самой Шурочки, которую в фильме «Служебный роман» «когда-то выдвинули в профком, и потом никак не могли задвинуть обратно».
Супруги писали и стихи, и музыку для разных песен, сами тоже любили петь. Они и были первыми исполнителями этой песни. Известно, что авторы предлагали эту песню Олегу Далю, но тому песня не понравилась, он счел ее слишком легкомысленной. Некоторое время композиция исполнялась только в кругу любителей бардовской песни, пока ее не взял в свой репертуар Сергей Никитин.
Благодаря Никитину песня получила концертное звучание. В реестре Российского авторского общества в строке песни «Весеннее танго» указаны три автора - Миляев, Иванова, Никитин. Все трое – и сочинители музыки, и авторы слов. Во многих источниках, в подписях к записям и исполнениям в телеэфире Валерий Миляев указывается единоличным автором.
В 1979 году песня вошла в репертуар Анны Герман. Хрустальный голос Анны Герман придал песне некоторый волшебный смысл.
Любопытно, что в песне, которую исполняла Герман, можно услышать влияние цензуры. Как бы это ни показалось странным, но в строчке «Поезжай в Австралию без лишних слов» цензоры усмотрели призыв к эмиграции и предложили заменить Австралию Антарктикой. Вот и получилось, что Анна Герман призывает уехать в Антарктику, где «в разгаре осень». Интересно, какова она – осень в Антарктике?
В дискографии певицы на пластинке, которая так и называется «Анна Герман», песня обозначена как «Весна», на ней автором и слов, и музыки единолично указана Людмила Иванова.
В 1989 вышла грампластинка «Песни Людмилы Ивановой». Песня «Весеннее танго» вошла в эту пластинку, но здесь автором стихов была указана Людмила Иванова, а композитором – Виктор Наумович Фридман, известный российский пианист, композитора, джазмен. Фридман был хорошо знаком с семьей Миляева - Ивановой и с Сергеем Никитиным. Совместно с Никитиным он работал еще со времен студенческого театра МГУ, был автором музыки для спектаклей детского музыкального театра «Экспромт», который создала Людмила Иванова.
Так что к созданию этой песни приложили руку несколько человек, какова роль каждого из них - история таких сведений не сохранила. В современную эпоху песня вошла в проект бард-вагона «Песни нашего века».
Звучала она и из уст представителей эстрады нового, XXI века, например, выпускницы третьего сезона «Фабрики звезд» Юлии Михальчик.
Подборку я решил сделать разнообразной и включил в нее как суперпопулярные хиты, так и песни, известные лишь в определенных кругах. Многие композиции, которые могли бы подойти под тематику материала, уже были рассмотрены ранее. Например, о знаменитой советской песне «Когда весна придет, не знаю» я рассказывал в публикации об её авторе: Композитор Борис Мокроусов 8 легендарных песен.
На сегодня всё! До новых встреч на канале «Журнал МУЗилка».
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.