Найти тему
Volkswagen Driver

Volkswagen сегодня. Действительно ли VAG уходит из России?

Прошедшие две недели были, пожалуй, самыми «турбулентными» для всего бизнеса в России за последние 23 года. И до развязки событий, судя по всему, еще далеко. Но сейчас мы зададимся узким вопросом: что ж происходит с «Фольксвагеном» в России?

Первый «звонок» раздался 25 февраля. В этот день единый информационный центр «Фольксвагена» сообщил:

«В связи со сложившейся ситуацией производство в Калуге приостановлено на неопределенный срок из-за проблемы перебоя поставки с комплектующими из заграницы».

Однако в тот же день пресс-служба фирмы это сообщение опровергла:

«На данный момент мы внимательно следим за развитием событий и оцениваем степень влияния ситуации на наш бизнес. Концерн Volkswagen с большой тревогой и обеспокоенностью принял к сведению новости о ситуации на Украине и надеется на скорейшее прекращение боевых действий и возврат к дипломатии. Наше производство в Калуге на данный момент работает в обычном режиме».

Однако нервозность продолжала нарастать. Своего рода «гром» прогремел 3 марта. В этот день в социальной сети Twitter:

«На фоне российского нападения на Украину Volkswagen Group объявил об остановке производства автомобилей в России (Калуга, Нижний Новгород) до дальнейших распоряжений. Экспорт автомобилей в Россию также остановлен с немедленным вступлением решения в силу».

В тот же день такое решение приняла и Škoda. Пресс-секретарь Škoda Auto Симона Гавликова пояснила так:

«Приостановкой деловой деятельности в РФ совет директоров группы Volkswagen реагирует на общую ситуацию, которая характеризуется значительной неопределенностью и сбоями».

Эксперты утверждают, что в Германии бизнес, ранее развернувший деятельность в России, в настоящее время подвергается очень жесткому политическому давлению. Именно этим обстоятельством и обусловлены заявления немецких автопроизводителей (не только «Фольксвагена») о сворачивании, приостановке своего бизнеса в России.

Впрочем, в те дни почти все мировые автопроизводители заявили об уходе с российского рынка. Кроме китайских.

Но в каком же положении оказались автодилеры? Перспектива полного сворачивания бизнеса с немалыми потерями стала почти неизбежной. Не моментальной, но неотвратимой. Ведь новых автомобилей не предвидится, а обслуживание ранее проданных стало более чем проблематичным (фирменные запчасти и расходные материалы тоже стали серьезной проблемой). Переориентация на автомобили китайских фирм – выход, но это история небыстрая, требующая немалых первоначальных затрат.

В этих условиях (автомобилей в салонах очень мало, новых почти не ожидается) автодилеры взвинтили цены. Фактически они перешли в режим аукционной продажи: кто из покупателей больше заплатит, тот и возьмет машину из наличия. Товар массового спроса стал штучным – очень редкое явление, которое не может быть длительным.

Свою лепту в рост цен внес и сам концерн. С 4 марта Volkswagen одномоментно поднял цены на все свои модели.

Средние цены по каждой из моделей. Вторая колонка - количество вариантов исполнения
Средние цены по каждой из моделей. Вторая колонка - количество вариантов исполнения

На этот раз нет смысла детально рассматривать по каждой из моделей, что и как подорожало. Ведь если ничего не производится (и не импортируется), то какой вообще смысл в этих прайс-листах? Для покупателя в нынешних условиях почти никакого. Но он есть: видя ценовой «беспредел» дилеров, оказавшихся в отчаянном положении, концерн захотел откусить часть от дилерской наценки себе. Понятно, что «максимальная цена перепродажи» – это рекомендованный производителем баланс стоимостных взаимоотношений между дилером и покупателем. Но при росте этого официального показателя растет и отпускная цена завода-производителя – Volkswagen получит больше без дополнительных затрат (впрочем, дилеры дополнительные затраты тоже не несут).

Объяснять этот ценовой скачок нервной динамикой валютных курсов, как минимум, непорядочно: всё, что к этому моменту поступило в автосалоны или находится на российских складах концерна, а также находится в производстве на российских конвейерах, уже никак не связано с валютными курсами: все производственные и логистические издержки понесены, они в прошлом.

Так что сейчас Volkswagen (впрочем, он не одинок) новыми ценами пытается обеспечить себе дополнительный доход перед финальным «прости, прощай».

Но действительно ли Volkswagen уходит? Однозначного ответа сегодня не даст никто, даже сам концерн. Но на что следует обратить внимание. В первые же дни «санкционного штурма» Южная Корея заявила, что легковые автомобили массового спроса будут продолжать производиться в России и поступать по экспорту (администрация США разрешила Южной Корее этот бизнес). Таким образом, помимо китайцев остаются KIA и Hyundai. 4 марта французский президент Эммануэль Макрон на встрече с руководителями бизнеса в своей стране посоветовал им не покидать российский рынок (а это явный сигнал для Renault). Далее, 9 марта пара Toyota – Lexus заявила, что ее не так поняли и обе марки не собирались уходить из России, и их машины вернутся на российский рынок сразу же после того, как смогут быть восстановлены производственно-логистические связи и в новых условиях налажены финансовые расчеты.

Но надо учитывать, что у Южной Кореи и Японии нет «над головой» Европейского союза. То есть они живут, можно сказать, свободно. В Европе всё гораздо хуже. Надстройка под названием Евросоюз политизирована до экзальтации. А это значит, что здравый смысл в их решениях включается только по остаточному принципу. Более того, нынешнее правительство ФРГ полностью встроилось в истеричную «логику» Евросоюза. И немецкие автопроизводители вольно или невольно, но следуют указаниям «сверху». Особенно это касается «Фольксвагена», который до сих пор не отошел от «дизельгейта» и потому быть сколько-то самостоятельным очень опасается (его неудержимый бег в счастливую электромобильную жизнь из этой же серии). И потому, скорее всего, Volkswagen будет последним, кто скажет, что его не так поняли, что он остается.

На данный момент известно, что на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде (где по контракту с VAG велась сборка автомобилей Volkswagen Taos, а также Škoda Karoq, Kodiaq и Octavia) уже освобождают цеха от находящихся в стадии сборки автомобилей. Эта работа должна быть завершена к 12 марта. Далее соответствующие цеха уходят в простой до 8 апреля (рабочим обещают сохранить 2/3 зарплаты). Можно предположить, что примерно то же происходит и на заводе под Калугой (где выпускают Volkswagen Polo и Tiguan, а также Škoda Rapid). Правда, есть информация, что там производство закрывается на «неопределенный срок».

С другой стороны, есть еще одно обстоятельство. До «кризиса 24 февраля» концерн Volkswagen так и не смог нормализовать производство в условиях послепандемийной нехватки комплектующих. Его лихорадило с прошлого лета, и выпуск машин был сокращен примерно вдвое. Возможно, неспособность «Фольксвагена» решить эти проблемы очень облегчила его же «решение» об уходе. Действительно, в нынешних реалиях концерну вполне уместно громко заявить о «политическом» уходе с российского рынка, прикрыв тем самым неспособность наладить производство и поставки. Ну а потом, через месяц-другой-третий, что-то может и измениться. И, если разрешат, то можно попытаться и возобновить свою работу: все-таки бизнес никогда не откажется от дохода.

В настоящее время официальный сайт «Фольксвагена» не закрыт. Все модели представлены. Но не работает конфигуратор (что естественно). Вместо него объявление такого содержания:

-3

Никаких иных обновлений и новостей на сайте нет. Последнее информационное сообщение датируется 21 февраля. В соцсетях Volkswagen не публикует ничего нового и практически не комментирует сообщения гостей о приостановке своей деятельности.

Модельный ряд легковых автомобилей Volkswagen на 9 марта 2022 года
Модельный ряд легковых автомобилей Volkswagen на 9 марта 2022 года

В сущности, всё дальнейшее зависит от самого концерна. Если он откажется от прибыльного бизнеса по доброй воле или же вынужденно прогнется под политическим давлением Евросоюза и правительства Германии и покинет Россию, это будет его собственное решение. И если Volkswagen (а вместе с ним Audi, Škoda, Bentley, Lamborghini и Ducati) действительно покинет наш рынок, то это будет свидетельством слабости, безволия руководства концерна. Были бы должная энергетика и воля, а также способность наладить сложный, но прибыльный бизнес в непростых условиях – Volkswagen остался бы.

Продолжение темы:

4.04.2022: Volkswagen всё же остается в России?

25.04.2022: Volkswagen. Новости последнего времени

27.05.2002: Новости о перспективах группы Volkswagen в России

Предыдущий обзор данной тематики:

5.02.2022: Volkswagen в России. Повышение цен с 1 февраля 2022 года

Авто
5,66 млн интересуются