Ганнибал Барка является одним из самых выдающихся полководцев в истории. Его военная тактика и умелые действия внесли огромный вклад в успехи Карфагена в борьбе против Рима во Второй Пунической войне. Уже в 26 лет Ганнибал стал главнокомандующим армии в Иберии (современная Испания), он использовал дипломатию и военную хитрость для завоевания иберских племен, расширив влияние Карфагена, и в 219 году до нашей эры начал поход на Рим.
Для завоевания Италии Ганнибал собрал 90 тысяч пехотинцев, 12 тысяч кавалерии и 37 слонов. Италия, в свою очередь, обладала внушительным и сильным флотом, поэтому карфагенцы решили войти в страну по суше, для чего преодолели около 1600 километров, перейдя Пиренеи, реку Рона и Альпийский массив. Именно переход Ганнибала через Альпы вошел во все учебники истории и стал одним из важнейших военных достижений древнего мира. Второй раз успешно штурмовать Альпы удастся только великому российскому полководцу Александру Суворову.
Избрание такой хитроумной тактики позволило Ганнибалу переиграть римлян и застать им врасплох в битве при Тицине, а затем в битве при Требии. Продолжая победоносный поход по Северной Италии, Ганнибал с помощью своих блестящих дипломатических навыков уговорил присоединиться к своему войску племена галлов.
В это время новым римским консулом был назначен Гай Фламиний, полководец решительный, но неблагоразумный. Под его командованием римляне предприняли попытку преградить путь карфагенянам, но Ганнибалу удалось обмануть римского командующего, пройдя часть пути по болотам.
Такой маневр привел к большим потерям среди войска Карфагена, а сам Ганнибал лишился глаза. Однако ему удалось перехватить инициативу у римского войска и выбрать наиболее удачную позицию на Тразименском озере.
Общая численность римлян составляла 30 тысяч воинов. Ганнибал располагал 25 тысячами кельтов, 12-тысячной конницей, 8 тысячами африканских фалангитов, 2 тысячами пращников, 6 тысячами солдат тяжелой испанской пехоты и 4 тысячами карфагенских метателей дротиков.
Утро битвы 22 июня 217 года до нашей эры выдалось туманным. Советники консула Фламиния убеждали его не вступать в бой из-за плохой видимости, но полководец не хотел никого слушать и приказал римлянам выйти прямо к лагерю карфагенян, располагавшегося у озера.
Ганнибал, в свою очередь, уже продумал идеальную засаду для римлян. Кельты уже ждали римские отряды в лесах, а конница выстроилась шеренгами лицом к озеру, заняв свои позиции для боя.
Атака римлян была внезапной и стремительной: пехота и кельты разом обрушились на римские легионы, а кавалерия ударила по ним и с фронта, и с тыла. Туман играл на стороне Карфагена. Римляне практически ничего не видели, что мешало их продвижению в узкой долине. Они стали легкой мишенью для стрел и дротиков.
Гай Фламиний пытался в спешке перестроить легионы фронтом, но время было упущено. Пехота Ганнибала нарушила римские отряды, врубаясь в их ряды, долина Тразименского озера стало местом кровавой битвы. Наступление Карфагена было волнообразным, что загнало римлян прямо к воде.
Наступление конницы обратило солдат Фламиния в панику и бегство. Они пытались переплыть озеро, чтобы спастись, но утонули от тяжести доспехов. Римские командующие утратили всякую связь с подчиненными, они не слушались приказов и команд. Сам консул пытался биться до конца, но был убит одним из всадников, его тело так и не нашли после битвы. Смерть консула стала ключевым фактором в бегстве римского войска.
За три часа битвы Рим потерял более половины своего 30-тысячного войска, отправленного на перехват Ганнибала. Бежавшие с поля боя легионеры были окружены конницей и уничтожены или взяты в плен.
Для Италии битва при Тразименском озере стала позорной страницей истории. «Вечный город» еще не знал, что спустя всего год его ждет еще одна военная катастрофа – битва при Каннах.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Операция «Z»: день шестой. Армия России отрезала выход ВСУ к Азовскому морю