Глава 3. Одна сестра делала карьеру, другая была у нее в услужении...
Итак, после войны все Савины вернулись на родную Смоленщину. Клавдия по-прежнему проживала с семьей Марфы и фактически взвалила на себя весь дом: убирала, готовила и воспитывала племянниц Лену и Галю. Обе они уже в возрасте, но до сих пор помнят как долгими зимними вечерами тетя Клава рассказывала им сказки. Особенно когда в городе были перебои со светом и приходилось зажигать "лучинушку", как она называла свечку. При свете лучины они явственно себе представляли как Иван Царевич искал Василису Прекрасную, как Золушка спешила попасть домой до полуночи и прочие эпизоды. И при этом они прекрасно понимали, что их тетка была самой настоящей Золушкой, к которой так и не пришли ни добрая фея, ни, тем более, прекрасный принц.
Начало
Предыдущая глава
Лет 15 она встречала своих племянниц из школы и делала с ними уроки. Конечно, с четырьмя классами церковно-приходской школы она мало чем могла им помочь. Тем не менее, старшая, Лена, сама просила ее:
-Тёть Клава, проверь как я знаю материал.
-Леночка, ты же уже в 6 классе, я ведь это уже не учила.
-А давай я тебе дам учебник, а ты проверишь как я знаю.
И действительно, Лена пересказывала параграф, а тетя Клава ее поправляла если нужно. Когда Лена была в 6 классе, Галя только пошла в первый класс и Клаве было легче делать с ней уроки. А главное, вместе с племянницами Клава фактически училась в школе и наверстывала то, что она недополучила в детстве. Иногда девчонки ее поправляли:
-Нет, тётя Клава, ты говоришь неправильно: надо говорить не "калидор", а "коридор", - говорила ей Лена.
-Тёть Клава, опять ты сказала "тубаретка". Надо же говорить "табуретка", - поправляла ее Галя.
Вроде племянницы ее любили, но в подростковом возрасте вдруг Лена стала её стесняться. Она рассказывала как какие-то ребята в школе стали спрашивать:
-Лена, а почему твоя тетка такая?
-Какая?
-Горбатая.
-Спину сломала в детстве упав с коня.
Те, конечно, сочувственно охали, но Лена чувствовала, что они ее запрезирали: "У тебя тетка такая уродливая!" - говорили они ей в пылу ссоры. В таком случае маленькая Галя ее защищала: "Лена, как ты можешь слушать всяких дураков? Ведь тетя Клава самая хорошая, самая добрая и готовит самые лучшие обеды". А та благодарно гладила ее по кудрявым волосам, а сама тяжело вздыхала. Как бы то ни было, а своими золотыми медалями обе племянницы были обязаны своей тетке, которая проверяла у них уроки, стирала им школьную форму и ежедневно подавала им горячий обед.
Дома у Савиных-Ивантеевых, конечно, всё блестело. Если в наше время таких родственниц официально берут на работу в качестве нянь или домработниц, оформив трудоустройство как положено - по крайней мере в странах Запада - то в те годы никто из них об этом не думал. Поэтому вместо официальной зарплаты, предоставления выходных, праздников, отпусков и пенсионных фондов Марфа и Саша изредка подкидывали Клаве кое-какие деньги - фактически они ее превратили в бесплатную рабыню, которая трудилась в их доме в режиме 24/7. А иногда - о, счастье! - они великодушно брали ее с собой в отпуск, и ездили они впятером в Крым или на Кавказ. Не попахивает ли это эксплуатацией человека человеком?
А Марфа почти ничего не делала по дому. Наоборот, без конца училась на курсах повышения квалификации, стала завучем, потом директором школы. А на вопросы коллег, когда она всё успевает, она отвечала, что всё за нее делает сестра, а она-де ее кормит. Нет, трудовую книжку Клаве сделали чтобы ее не посадили за тунеядство. Когда племянницы были маленькие, она не работала, а за ними смотрела. В детский сад они не ходили потому что Марфа считала, что там дети часто болеют и фактически отдала их на воспитание тетке. Так что вопрос спорный, которая из них была фактической матерью - Марфа или Клавдия.
В принципе, Марфа и ее муж Александр относились к своей бедной родственнице с благодарностью, ибо без нее им бы было очень трудно - ведь домработниц как таковых в те годы не было. Или почти не было - возможно, их присылали только к инвалидам войны. Александр хоть и был ранен неоднократно, инвалидности как таковой не имел. Наоборот, "Ивантеев здоров как бык", как говорила Марфа о своем муже. Еще бы! Деревенский парень, ко всему привычный, выжил в госпитале вопреки прогнозам врачей и благополучно вернулся с войны. Имея за плечами высшее образование, он устроился инженером на местный завод.
Марфа не ревновала своего Сашу к Клаве - она была уверена, что "эта ур@дка" ему неинтересна. И действительно, так и было. Хотя другая сестра, Варвара, видя как Клава помогает Марфе, тоже пыталась ее переманить в свою семью, ибо у нее подрастали двое детей, а помочь было некому. И стала Клава ходить к Варе утром когда Галя и Лена были в школе. Она сидела с ее детьми когда та где-то работала, потом сдавала ей смену. Вроде всё шло хорошо, но однажды Варя задержалась на работе. Пришел ее муж Сергей, пьяный в доску и начал оскорблять Клаву. Та, конечно, не молчала. Рассвирепел Сергей:
-Ты, б...дь, что-то будешь вякать?
-А какого черта ты меня оскорбляешь?
-Да я тебя щас... А ну ложись на кровать! Небось никому не нужна была, такшта щас я тебя...
-Сережка, ты что, с ума сошел?
-Это я с ума сошел? Ложись щажжы, а то так и помрешь девственницей.
Он повалил ее на кровать. Пока он расстегивал штаны, обезумевшая от ужаса Клава, улучшив момент, со всей силы столкнула его, пьяного и не вязавшего лыка, прямо на пол. И пустилась вон из их дома. "Вякнешь что-нибудь Варьке - я тебя прибью!" - пригрозил Сергей. Он не стал ее догонять, лишь кричал ей вслед какие-то проклятия лёжа на полу. Где-то Клава слышала поговорку, что не бывает, мол, некрасивых женщин, а бывает мало водки.
Иногда Серёга поколачивал Варьку, а та мужественно терпела: такова, мол, наша бабья доля. И говорила ей: "Счастливая ты, Клавка, у тебя нет мужа-тирана. И детей капризных нет - вон какие хорошие девчонки Ленка и Галка." И Клава начала подумывать, что может это и к лучшему, что она не замужем. А Марфа хоть иногда на неё покрикивала, всё же она её не била. А Сашка при всех его закидонах был добрейшим человеком. Во всяком случае Марфу он не бил и к Клаве относился нормально.
И больше Клава в Варин дом ни ногой. Сослалась на то, что ей нужны деньги и начала подрабатывать. Ведь руки у нее были золотые, и она брала заказы: вязала свитера, кофты и шапки, которые выглядели не хуже купленных в универмаге. Появились у нее кое-какие деньги, и стала она себе покупать новые вещи, а не донашивать за Марфой. А Сережка однажды возвращался с какой-то попойки глубокой ночью, поскользнулся и засыпало его снегом. Варвара осталась одна и, как могла, растила своих сына и дочь на вдовьи копейки. Впрочем, она устроилась нянькой в детский сад чтобы не быть голодной и чтобы ее детей там не обижали. Тем не менее, она с Клавой была дружна - видимо не догадалась, что ее покойный муженек к ней приставал.
Время шло, племянницы выросли, и Клава нашла себе кое-какую работёнку: устроилась вахтером на фабрику. В основном брала вечерние смены когда дома всё было сделано: продукты куплены, пол вымыт и обед приготовлен.
После вуза 22-летняя Елена собралась замуж и сказала тетке:
-Тёть Клава, когда я рожу ты будешь мне помогать?
Продолжение