На грани добра и зла. Может ли подборщик быть перекупом, а перекуп подборщиком? История двух фокусов по мотивам ДМБ.
— Надо понимать всю глубину наших глубин...
Совесть - термин абстрактный, критерии его оценки базируются на общечеловеческих принципах разграничения добра и зла. Если применить термин к сфере продаж автомобилей, то фактор зла вперемешку с отсутствием совести вызывает ассоциации с перекупами, а добра с подборщиками. Исключения само собой существуют, мелкие мошенники давно проникли в стан специалистов по подбору, а добросовестные продавцы присутствуют в группе перекупов. В любом случае, автомобильное сообщество жестко разделило профессии по разным углам ринга. Позиция понятна и непоколебима. Но...
— Тебя как, «Федя», зовут?
— Зовут меня Анатолий Васильевич Пестемеев...
2004 год. Душный кабинет недовольного военкома и штамп "негоден" в одном из пунктов медосмотра стали отправной точкой моего "белого" билета. Я не сразу понял, что делать после фразы офицера "свободен "и лишь слова дежурного привели в чувства. Зеленая лампочка с надписью выход стала путеводной звездой к гражданской свободе. Армия и мои фантазии о службе в моторизованной воинской части растворились в миг. Отец удивился появлению за воротами армейского "магазина" растерянного призывника и на его лице засияла радостная улыбка после известия об армейской проф. непригодности.
— Военный, а нам оружие дадут?
Несостоявшийся солдат вернулся на работу в оплачиваемую железнодорожную армию, продолжил копать ямы в мерзлой земле и бороться со снегом на перегоне Иня-восточная. Каждый удар ломом в искрящийся от стали щебень наталкивал на мысль, что диплом железнодорожного инженера «филькина грамота» и спустя полтора года мучений я покинул транссибирскую магистраль.
Фото 1 До сих пор вздрагиваю на вокзалах от звука парковой связи
Работу по специальности нашел быстро и через два месяца сделал ещё один вывод, уже относительно образования - в ВУЗах готовят статистов-теоретиков, эффективность которых на практике равна нулю. Стыд и позор первых месяцев работы в провайдере интернета прошли с приходом опыта и меня назначили бригадиром группы связистов монтажников с окладом в семнадцать тысяч рублей. "Искрометная" карьера и рост зарплаты вселили уверенность в "бойца" и я купил первый автомобиль - ВАЗ-21099 цвета "синяя" полночь, который стал техническим тренажером и колыбелью отношений с будущей женой.
2 Фото первой машины не сохранилось. Зато сохранил третью. Девятка была любимицей семьи.
— Будешь ты, «Федя», Бомбой…
— Почему Бомбой?
— Потому что вспыльчивый…
Машины менял раз в год, максимум полтора и за 13 лет до «перекупства» и «подборства» в моей "конюшне" побывали с десяток моделей. Начиная с 2014 года особую любовь испытывал к европейским машинам. Этот факт окружающие считали странным на фоне популярных в Сибирском регионе "японцев.
3 Любимый Ниссан Цефиро потрепал нервы. АКПП отказала три раза.
Шильдик Форд на решетке моего Фокуса 3 вызывал особое раздражение, люди крутили пальцем у виска и говорили, зачем тебе это дорогое и «ломучее» ведро. Я слушал, кивал головой и продолжал ездить с улыбкой на лице.
4 Фокус работал как автомат Калашникова на протяжении четырех лет. Двигатель 1.6, 125 л.с. в связке с МКПП лучшее сочетание
Именно бренд "Форд" в будущем станет моей визитной карточкой в ипостасях автоподбора и перепродажи машин.
— …Видишь суслика?
— Нет.
— И я не вижу. А он есть!
История очередного подбора «под ключ» началась с разового осмотра для иногороднего клиента. Белоснежный фокус 2013 года за 557 тысяч рублей ждал на задворках автомойки и малярного цеха. Локация транспортного средства намекала на тяжёлую судьбу подопечного и требовала особого внимания с моей стороны.
5 Обертка красивая, а содержание, увы не очень…
Перепродавец встретил у ворот и неустанно рассказывал историю об идеальной судьбе автомобиля, который удалось выгодно купить по знакомству в известном трейд-ин автосалоне. Трели продавца произвели слабое впечатление, и я приступил к сверке показаний и фактов, от которых волосы на голове зашевелились. Качество предпродажной подготовки было на уровне "колбасного цеха" и в деталях выглядело удручающе. Передний бампер из Китая недавно окрасили, переднюю правую фару собрали из нескольких и скрутили строительными саморезами, один из которых торчал в теле отражателя.
6 Квест найди саморез
Скол на крыле предпочли не красить и замазали корректором. Дальше больше. Заднее левое крыло жестянщики не вытянули до конца, и оно выпирало "пузырем" на фоне стройной линии левого борта. Цвет детали отличался от белого на пару тонов в сторону желтого. Задний бампер заменили вместе с усилителем.
7 Детали установили, покрасить забыли, собрали на скорую руку
Осмотр закончился через 30 минут. Несколько ДТП, третьесортный ремонт и плохая предпродажная подготовка превратили неплохой экземпляр в тыкву.
8 Без комментариев
Фото отчет произвел на заказчика неизгладимое впечатление, и мне поступило предложение подобрать Форд Фокус 3 под ключ в бюджете до 630 тысяч рублей. Машина должна соответствовать определённым критериям - без серьезных ДТП, два/три косметических окраса, пробег до 150 тысяч км, двигатель 1.6, МКПП. Альтернативные варианты - Киа Рио, Хендэ Солярис. Задача только на первый взгляд кажется легко выполнимой. Рынок выглядит наполненным предложениями, а по факту, машин в хорошем техническом и косметическом состоянии единицы, стоят они существенно дороже основной массы и продаются моментально.
― Движение есть, прогресса - нет.
Алгоритм выбора автомобиля состоит из нескольких этапов: фильтрация вариантов под требования заказчика, анализ текста и фотографий объявления, сбор данных о судьбе машины через открытые базы и выезд на осмотр. Результат первой недели по бренду Форд оказался равен нулю. Единственным автомобилем на осмотре оказался Солярис. Машина подходила под все критерии и обладала существенным, на мой взгляд, преимуществом - связка мотора 1,6 и АКПП.
9 С виду живая солярка расстроила тех. состоянием
Диагностика началась нестандартно, с тест драйва. Причина - дождь, который лил как из ведра. Проблемы у бестселлера начались на старте, двигатель работал не стабильно, тянул слабо, присутствовали пропуски зажигания. Причины подобного поведения могут быть в системе зажигания/питания либо в механической части. Менеджер убеждал, что дело обойдется заменой свечей зажигания, но опыт подсказывал, что решение окажется более сложным и финансово затратным. В голове звенел вопрос - почему крупный салон с мощной технической базой не решил простейшую задачу. Собственник аналогично мог заменить свечи и катушку зажигания до продажи и скорее всего он произвел замену деталей, которая не дала результатов. Большинство владельцев при возникновении плавающей неисправности поступают одинаково, машину быстро продают перекупам либо сдают в трейд-ин. На финише осмотра кореец с зеленой "автотекой" преподнес сюрпризы по кузову.
10 Цифры зашкаливают.
Задние крылья подвергались не качественному ремонту, выпадали по цвету, что сильно портило общее впечатление от автомобиля. В итоге от варианта пришлось отказаться.
— Как там, на гражданке? Бабы есть?
— Практически нет, сами удивляемся
Первый достойный Форд появился в продаже только через десять дней. Машина из сурового Челябинска радостно сверкала боками посреди стройных рядов автомобилей проверенного трейд-ин салона.
11 Красивый цвет и диски 17 размера скрывали запятнанную судьбу. В целом автомобиль произвел приятное впечатление.
Менеджер встретил дежурной улыбкой, работал по алгоритму и выдавал информацию скупо. Неприятные факты открылись после первичного осмотра кузова. Заднюю левую дверь покрасили отвратительно. Поверхность детали была похожа на лунную, вся в кратерах и следах работы шкуркой. Передний бампер установили не оригинальный "в цвет", разбитые брызговики колесных арок не заменили.
12 заводской пластик разлетелся от удара
Помятую кромку капота оставили не тронутой. Факты говорили о ДТП, что подтвердилось после осмотра силовой структуры кузова.
13 Красить капот не стали
Демпфер левого лонжерона оказался со следами ремонта. Болты крутились. Машину не рекомендовал к покупке. Экскурсия по площадке открыла взору два варианта подходящих по стоимости - Киа Рио и Фольксваген ПОЛО, который выступал вне зачета. Рио оказался слегка подбитым, как и форд в левую переднюю часть с заменой крыла, фары и бампера.
14 Китайское крыло, фара с разборки
Киа забраковал.
15 Неплохой автомобиль с огромным количеством дефектов по кузову
Поло удивил тихой работой мотора CFNA. Двигаемся дальше.
— Ага. Понятно. Продолжайте вести наблюдение, мы с вами свяжемся. Свободны!
Серебристый Форд номер два 2013 года выпуска вышел на рынок с заоблачной ценой - 657 тысяч рублей. Подобные цифры салоны ставят за идеальные машины без единого окраса деталей, с минимальным пробегом и от единственного собственника. Реальность оказалась диаметрально противоположной.
16 Цена «космос»
Автомобиль удивил несоответствием цены и качества. Пробег перевалил за отметку 150 тысяч км, количество собственников равнялось трем. Техническое состояние не выглядело идеальным. Сцепление требовало внимания, педаль нажималась с трудом, передачи включались с усилием. Подвеска во время тест-драйва издавала нездоровые звуки. Правый бок был окрашен вместе с задним проемом.
17 Ни плохо, ни хорошо
Машину вычеркнул из списка претендентов. Она провисела в объявлениях еще месяц пока не нашла невнимательного владельца. К сожалению, многие автолюбители экономят и не пользуются услугами подбора по каким-то личным убеждениям. Результаты самостоятельного выбора отражаются на семейном бюджете и незапланированных тратах после покупки, которые превышают стоимость услуг подборщика в разы.
— Ещё немного — и я сойду с ума...
— А я уже сошёл... У меня глаз дёргается...
— А я себе палец пришил...
Дальнейшие осмотры можно смело свести к единому знаменателю. Машины были достойны "почетного" звания - хлам.
18 «Качественный» ремонт норма для южных регионов.
На третьей неделе поисков количество обнаруженных мною ведер шпатлевки под слоями эмали перешло на измерение бочками, а взвод безруких маляров и жестянщиков "икая и краснея" превратился в полк.
19 Осторожно работают скульпторы
Перекупы и автосалоны смешались воедино в "адском" водовороте поиска "золотого" фокуса и казалось, что нормальную машину найти невозможно. Был еще один фактор, который подгонял. Ежегодный отпуск с семьей в Крыму приближался с каждым днем и требовал закрытия сделки.
— Солдаты! Вы знаете, что я вам могу сказать, и я знаю, что вы мне можете ответить. Короче, служите! Генерал раздал всем автоматы. А кому не хватило — сапёрные лопатки.
Чудо произошло за два дня до отъезда. Белоснежный Фокус "выстрелил" в салоне бывшего дилера Форд. Я бросил все дела и рванул сквозь дичайшие пробки в салон, так как знаю, что люди, которые там работают, знают толк в машинах с голубым овалом на решетке и редко продают плохие машины.
20 Задняя дверь немножко выпадала по цвету на фото. Глазом не видно. Следов ремонта и окраски нет.
Ставка на опыт сыграла, а улыбка не сходила с моего лица в процессе осмотра Форда. Фактические показатели соответствовали изначальным критериям подбора - единственный собственник, подтвержденный пробег 160 тысяч км, отличное техническое состояние, дилерская история обслуживания, ухоженный салон и абсолютно целый кузов.
21 Заводские болты крепления капота
Машина была практически в идеальном состоянии. Внутренний цензор с легкостью принял замену переднего бампера на оригинал с качественной окраской у дилера в 2013 году, о чем была запись в истории автомобиля.
22 Второй стикер с фары смыло во время мойки. Наклейку бережно приклеили на защиту аккумулятора.
Я позвонил и обрадовал клиента, который ждал результата с нетерпением на протяжении почти всего августа. Машину зарезервировал до момента приезда будущей собственницы следующим утром. Покупка состоялась, клиент доволен и уже через 12 часов я летел на своем фокусе по трассе Таврида в сторону города Гурзуф.
23 Бухта Чехова. Фото автора.
— Что будем делать, товарищ контрразведчик?
— Будем помогать соответствующим органам выявлять неблагонадёжных элементов...
Поиск машины для перепродажи представляет собой отдельный вид "перекупского" искусства. Методики подбора существуют разнообразные, география поиска измеряется часами перелетов, а знания рынка автомобилей и тонкостей любого ценового сегмента бесценны, и напрямую зависят от опыта. Современный перекуп обладает мощными коммуникативными навыками, знаниями в юридической области и крепкими нервами. Автолюбители даже не представляют себе, каким объемом технических знаний должен обладать профессиональный продавец машин, чтобы зарабатывать деньги. Устройство автомобилей усложняется с каждым новым поколением, и покупать высокотехнологичную машину без диагностического оборудования сродни безумию. Простоватый «прощелыга-перекуп» давно превратился в профессионального переговорщика и опытного технического специалиста. Подобные качества отлично подходят для автоподбора и неудивительно, что многие перекупы сменили олимпийки на худи, обзавелись марочным оборудованием и предлагают услуги подбора.
— Знаю я там по дороге одно место — с офигенными циркулями!..
Задача найти единый источник автомобилей является важнейшей в работе продавца машин. В роли золотой жилы может выступать как целый город, так и отдельный автосалон. Я использую несколько ресурсов, одним из которых является соседний регион, и про запас держу крупные федеральные автосалоны, где работают знакомые менеджеры.
24 Кто спроектировал эту нечитаемую вывеску?
В середине августа я распродал очередной парк и приступил к поиску машин. Вечерний звонок менеджера из соседнего города предопределил выбор автомобиля - знаменитый "Сервант". Я отправил залог, купил билеты и отправился в путешествие.
25 Поездное чтиво
Хонда ЦРВ 2012 года выпуска только зашла в салон и полностью проходила по моим критериям - не бита, не крашена, техника в порядке, но вмешался человеческий фактор. Приемщик упустил во время проведения тест-драйва «подвывание» подшипников АКПП и закусывающий механизм ЭУР, машину пришлось забраковать. Ремонт трансмиссии и рулевого управления не входил в планы.
26 Приемку делал ночью.
Беспокойный сон в гостинице с телефоном в руке дал результаты - три фокуса с авито ушли в избранное. Фаворитом выступала машина 2012 года с одним собственником и чистой историей. Утренний визит в салон закончился покупкой Форда,
27 Фокус перед трехсоткилометровым броском
и я довольный укатил в следующий салон, где купил Киа Рио 2009 года.
28 Рио неплохой автомобиль. Одна проблема – активно гниет по низу дверей и по аркам.
Машины перегнал в течение двух дней и занялся подготовкой к продаже.
Такая вот армейская драма — Шекспир и племянники. Тут хоть вывернись, а всё идет по накатанному сюжету: и жизнь, и слёзы, и любовь.
Форд Фокус спокойно доставил меня в город проживания. Машина отлично преодолела триста километров платной трассы со средней скоростью 110 км/ч., Робот не выдавал ошибок, исправно щелкал передачи с помощью блока ТСМ образца 2018 года.
29 Блок ТСМ
Счастье длилось ровно неделю. Сначала на панели вылезла ошибка по системе охлаждения. Диагностика показала критический температурный режим, охлаждающая жидкость нагревалась в пробках до 110 градусов. Осмотр выявил источник проблемы - радиаторы забиты грязью и пухом.
30 Похоже радиатор не мыли с завода
Процедура чистки заняла три-четыре часа личного времени в гараже.
31 Франкенштейн
32 Без снятия бампера на третьем Фокусе не обойтись
Радиаторы промыл, антифриз заменил. Проблема с охлаждением ушла, максимальный нагрев в режиме теста 100 градусов Цельсия.
33 Звенящая чистота
На Фокусе режим самодиагностики включается удержанием кнопки ОК и поворотом ключа в режим зажигания. Вдруг кому пригодится.
— Тому, кто это придумал, надо в голову гвоздь забить.
— Я его презираю…
Пауершифт вышел из строя без предупреждения, коробка задергалась при переключении со второй на третью. Диагностика агрегата выявила критические показатели по сцеплению, которые при покупке находились в пределах допусков. Поездка в Крым приближалась, Рио я молниеносно продал, Фокус требовал ремонта. Коробку с машины сняли в знакомом сервисе.
34 Пациент
Процедура снятия и ремонта агрегата схожа с заменой сцепления на механической коробке перемены передач.
35 Оригинальное сцепление прослужило 162 тысячи км. Неплохой результат.
36 Причина тряски
Бережная эксплуатация машины спасла остальные элементы - вилки пружинили, сальники не текли, выжимные подшипники радостно крутились.
37 Вилки, но не столовые.
38 Высокотехнологичное устройство посреди отходов.
Машина преобразилась, робот стал незаметно переключать передачи. Во время отпуска агрегат успешно прошел тесты во всех режимах, включая трассу Таврида, и незабываемый серпантин Алушта-Судак где-то в облаках.
39 От подъемов спусков и поворотов закружилась голова
Фокус я продал через две недели после приезда из отпуска. Измученные поисками покупатели особо не торговались, вручили залог и усердно ждали меня возле дома три часа, пока я решал запланированные задачи.
40 Мои машины смотрят один раз до покупки. Цены негуманные, но качество всегда на высоте.
— Для хороших людей армия — родная мать, а для плохих — тёща.
Вывод. Честный перекуп может стать отличным автоподборщиком и наоборот. Одно другому не мешает. ИМХО.