Найти в Дзене
Энергия из отходов

Канатная дорога — транспорт будущего?

Оглавление

Канатная дорога — удобное изобретение для горнолыжных курортов. Однако в некоторых странах подъемник рассматривают как полноценную альтернативу городскому транспорту, а где-то его уже во всю эксплуатируют! И, надо признаться, весьма успешно: тросовые системы стоят в 10 раз меньше, чем строительство метро, при этом электродвигатель управляет всей линией и не требует серьезных работ. Расскажем об интересном и экологичном виде транспорта, который в скором будущем вполне сможет конкурировать с автомобилем.

Виды транспорта, основанные на тросах, иными словами, канатные дороги, распространяются по городам мира как легкое и экологически чистое средство передвижения.

В другой город на канате?

Мадрид, Барселона, Лиссабон, Анкара, Гонконг: во многих городах есть канатные дороги. Однако лучше всего это средство передвижения прижилось в Южной Америке — Каракасе, Боготе, Мехико. А в Боливии находится крупнейший общественный канатный транспорт в мире. Невероятно, но эта дорога длиной 33 км соединяет два города и может перевозить до 34 000 пассажиров в час в обоих направлениях! Согласно исследованию, она сократила время в пути на 22% по сравнению с другими видами транспорта, экономя пассажирам в среднем девять минут.

Энрика Папа, эксперт по транспортному планированию: «У Латинской Америки есть ряд причин, из-за которых канатная дорога стала лучшим решением. Это и холмистая местность, и высокая плотность населения, и неконтролируемая городская застройка, где дороги не планировались и не строились. Канатный транспорт помог жителям некоторых бедных кварталов, которые вообще не имели бы доступа к мобильности».
Энрика Папа, эксперт по транспортному планированию: «У Латинской Америки есть ряд причин, из-за которых канатная дорога стала лучшим решением. Это и холмистая местность, и высокая плотность населения, и неконтролируемая городская застройка, где дороги не планировались и не строились. Канатный транспорт помог жителям некоторых бедных кварталов, которые вообще не имели бы доступа к мобильности».

Один двигатель — сотни кабин

Европа тоже понемногу внедряет «канатные» экотехнологии. Так, в Берлине с 2017 года подъемник на 65 кабин соединяет два района города через промежуточную станцию на холме. В французской Тулузе вскоре будет открыт трехкилометровый канатный участок, полностью интегрированный в сеть общественного транспорта, который соединит научно-исследовательский институт, больницу и университет.

 На фото: новая канатная дорога в Тулузе, Франция
На фото: новая канатная дорога в Тулузе, Франция

Скоро 4,5-километровая канатная дорога появится и в Париже: «Cable 1» будет открыта в 2025 году.

Плюсы и минусы

Антон Зеебер, президент группы Hti, мирового лидера в области канатных дорог: «Подъемники представляют собой идеальное решение для электрической мобильности в городе. Фактически с одним двигателем они способны перемещать сотни такси одновременно и в непрерывном потоке, что всегда гарантирует прибытие в пункт назначения вовремя.
А еще им не страшны наземные препятствия. Например, последний из них, который мы открыли в Мехико, пролетает над целыми населенными пунктами и только за последние пять месяцев перевез 10 миллионов человек — это около 70 000 пассажиров в день, которые используют его для работы или учебы».
Антон Зеебер, президент группы Hti, мирового лидера в области канатных дорог: «Подъемники представляют собой идеальное решение для электрической мобильности в городе. Фактически с одним двигателем они способны перемещать сотни такси одновременно и в непрерывном потоке, что всегда гарантирует прибытие в пункт назначения вовремя. А еще им не страшны наземные препятствия. Например, последний из них, который мы открыли в Мехико, пролетает над целыми населенными пунктами и только за последние пять месяцев перевез 10 миллионов человек — это около 70 000 пассажиров в день, которые используют его для работы или учебы».

Помимо всего прочего, подъемники объективно стоят в разы меньше, чем метро, трамваи и автобусы, а также им требуется мало места. В таком случае почему бы не поставить их повсюду?

Надо признать, что этот тип транспорта все еще имеет ограничения. Прежде всего, это маленькая скорость движения — до 25 км в час. Также нужно учитывать небольшую пропускную способность — до 6000 человек в час, что невыгодно для мегаполисов с бешеным трафиком. Кроме того, не стоит забывать о тратах на техническое обслуживание канатных дорог.

Еще один немаловажный момент касается маленьких стран, где полно деревень — в такой местности гораздо сложнее использовать подъемники. Для решения этой проблемы недавно был разработан «ConnX» — это особая канатная дорога, кабина которой, как только она входит на станцию, соединяется с автономным электромобилем, который продолжает свой ход вдоль путей.

 Фото: leitner.com
Фото: leitner.com

Таким образом, сочетание канатной дороги и беспилотных электромобилей обеспечивает комфортное передвижение в удобной кабине и позволяет без труда обойти существующие барьеры, будь то здания, памятники или холмы.

Клаус Эрхартер, технический директор LEITNER: «Это первая интегрированная система, в которой канатная дорога становится микроавтобусом с колесами. В основе идеи лежит концепция устойчивого транспорта. То есть пассажиры должны иметь возможность добраться до желаемого пункта назначения, не переходя с одного вида транспорта на другой. Таким образом, в городские районы, недоступные для канатных дорог, такие как железнодорожные станции или станции метро, можно добраться на беспилотных транспортных средствах».
Клаус Эрхартер, технический директор LEITNER: «Это первая интегрированная система, в которой канатная дорога становится микроавтобусом с колесами. В основе идеи лежит концепция устойчивого транспорта. То есть пассажиры должны иметь возможность добраться до желаемого пункта назначения, не переходя с одного вида транспорта на другой. Таким образом, в городские районы, недоступные для канатных дорог, такие как железнодорожные станции или станции метро, можно добраться на беспилотных транспортных средствах».

В целом, по мнению экспертов, канатные дороги хороши, особенно там, где нужно преодолевать короткие расстояния, при этом есть достаточно высокий спрос на преодоление холмистых препятствий и где их можно интегрировать в транспортную сеть.

Все чаще специалисты из разных стран всерьез задумываются о внедрении таких «подвесных» дорог в некоторых районах вместо обычного транспорта, тем самым полностью освободив улицы для прогулок пешеходов, парков, скверов.

Страх или удовольствие от поездки?

Как насчет безопасности? Не всем психологически комфортно перемещаться над землей «по нитке». Но эксперты считают, что все страхи исчезнут, если канатную дорогу люди будут использовать каждый день. Тем более, подъемник является одним из самых безопасных средств передвижения в мире. Так, в Мехико в 2021 году случился шторм: автомобили уносило водными реками, но канатная дорога продолжала двигаться — это никак не повлияло на ее работу.

Не только качество, но и удовольствие от такого путешествия — еще один аспект, который начинают принимать во внимание в самых последних исследованиях мобильности.

 На фото: завод в Гуаякиле, Эквадор
На фото: завод в Гуаякиле, Эквадор

Только представьте, что дорога на работу может выглядеть как спокойный «полет» над облаками в комфортной кабине — без грохота трамваев и оглушительного визга метро, без давки в автобусе и нервотрепки в пробке! Думается, что в скором будущем у подъемника есть все шансы стать еще одним доступным и экологичным видом транспорта, завоевав доверие у пассажиров по всему миру.

По материалам: repubblica.it, sciencedirect.com, leitner.com, streetexperiments.com, guinnessworldrecords.com