Это событие в жизни Христа, как и почти все остальные, стало сюжетом многих картин и кинофильмов. Некоторые полотна представлены ниже. Киноленты я перечислил в предыдущих выпусках. Как и в случае с Тайной Вечерей, они показывают происходившее 6 апреля 30 года совершенно неверно. Иисус омывал ноги ученикам, будучи обнаженным по пояс (Ин. 13: 3). И в живописи, и в кино Он одет.
Почему живописцы и режиссеры постеснялись изобразить Спасителя в таком виде, непонятно. Ведь на Кресте Он на всех изображениях висит полуголым. Единственное художественное произведение, где Мессия показан с голым торсом,- нижеприведенная скульптура, стоящая у баптистского университета в американском городе Даллас.
Но и здесь автор допустил неточности: Спаситель был препоясан полотенцем, на скульптуре Он в набедренной повязке. Кроме того, Иисус использует тазик. Возможно, такой предмет домашней утвари существовал в Иудее, хотя письменные источники его не упоминают, а археологи ничего подобного не нашли. Да и в данной ситуации он был не нужен. Для подобного ритуала использовалась специальная ванна — микве, имевшаяся во всех без исключения иудейских домах. В синодальном переводе «Евангелия от Иоанна» она не совсем точно названа умывальницей (Ин. 13: 4-5).
Я не оговорился, именно для религиозного ритуала, кроме того для гигиенической процедуры и обряда гостеприимства. Омывание — важная часть культа в иудаизме. В книге «Исход» сыны Аарона умывают руки и ноги в медной умывальнице (Ис. 30: 17- 21).У кочевого тогда народа не имелось домов с микве. Важно также было убрать грязь с ног перед входом в дом, поскольку люди ходили в легких открытых сандалиях по пыльным дорогам. Предложить воду для мытья ног — проявление гостеприимства (Быт.18:4). Когда Иисус посетил дом фарисея, а тот не предложил Ему воды на ноги, это вызвало упрек в адрес хозяина (Лк. 7:44). В жилищах богатых воду подавали слуги. Если хозяин хотел продемонстрировать гостю особую честь, то лично мыл ему ноги. Обычным делом для женщин было оказывать такую услугу супругу и родичам мужского пола, ученикам- своему учителю.
Где же происходило это событие? Нынешнее готическое здание с символической Сионской Горницей совсем не такое, каким был дом Иосифа Аримафейского. Последний не сохранился, зато мы можем представить, как он выглядел, по реконструкции так называемого «сгоревшего дома», разрушенного пожаром при взятии Иерусалима римлянами в 70 году, то есть спустя 40 лет после смерти Христа. Справа в середине показана типичная крыша таких домов из Иерихона и Кумрана. Похожие строения были найдены и в других частях Палестины, отсюда сделаем вывод, что обиталища иудейских богатеев имели схожую планировку.
1. Центральный двор. 2, 3, 4. Цистерны с водой и спуск в ритуальную ванную- микве. 5. Верхняя умывальня с мозаичным полом, предназначенная, видимо, только для гигиенических, а не ритуальных процедур. 6. Лестницы, ведущие на нижние и верхние этажи. 7. Главная гостиная, так называемая хиллита.
А теперь рассмотрим реконструкцию микве из дома в Иерусалиме, принадлежавшего какому-то богатею из рода Ирода.Часть воды была дождевой, часть приносили слуги. Справа показана специальная ванночка для ног- с подставкой.
Итак, члены хабурот (маленькая община верующих), которая состояла из Христа, двенадцати апостолов, Иакова, брата Господня, Иосифа Аримафейского, а также Богоматери, Марии Магдалины и других жен-мироносиц, переступили порог, сразу повернули налево и спустились в полуподвал с микве.
Вот как описывает дальнейшее Богослов (Ин. 13:3- 17).
«3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? 7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. 8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. 9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. 11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. 17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/religion/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk2952/
Продолжение следует
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.