*разумеется, в исторической перспективе
Любое ругательство (коль скоро мы его используем в эмоциональном порыве) зиждется на наших представлениях о мире. Называя человека животным, мы выделяем какую-то характерную черту его поведения:
лиса — хитрая, свинья — грязная, собака — злая, осел — упрямый и тд.
Есть, разумеется, куча всяких разных исследований такой лексики, я даже не буду пытаться их перепрыгнуть. Просто некоторые слова вызывают удивление иной раз, например, Schweinehund.
Сначала посмотрим, кто такой пес.
Грозный и жестокий
dem was nâch strîte also ger als hunden nâch dem tiere Ulr. Wh. 231a
(который гонится за ссорой, как собаки за животным)
ô mordent si einander als die hunde j.Tit. 234.
(они убили друг друга, как собаки, т.е. жестоко)
Язычник или злодей
des mortes fröutesich dô der hunt Kchr. D. 378,26.
(радуется убийству этот пес)
ir ungetriwer hunte. Parz.693,22.
(вы неверные псы)
Теперь посмотрим, кто такой свин.
Грязный и неаккуратный
eʒʒen als ein swîn. Tanh.hofz. 42.
(есть, как свинья)
du bist voller danne ein swîn. Fragm. 16.
(ну ты просто свинья)
Дикий
er lief in an als ein swîn. Apoll. 9372.
(он побежал на него, как свинья)
sie begunden sich houwen als diu swîn. Renn. 11742.
(они начали драться, как свиньи)
Теперь к ругательству
Сложное слово Schweinehund пришло из студенческого жаргона 19 века. Между прочим, хороший пример закрепившегося сленга.
Буквально это слово могло бы обозначать пастушью собаку, которая помогает с выпасом свиней, но что-то пошло не так, и этим словом стали называть человека, который отличается не столько своим нечистоплотным образом жизни, сколько сомнительными внутренними качествами. Посмотрим, какие переводы дает портал multitran.ru:
Но есть не только это агрессивное значение. Еще Schweinehund может в сочетании с прилагательным innere обозначать лень. Это выражение часто используется для знакомого нам всем процесса прокрастинации и ее преодоления:
als Akkusativobjekt: den, seinen inneren Schweinehund überwinden
P.S. небольшая справка по поводу картинки, честно украденной (ведь у всех используемых картинок есть ссылки) у Арзамаса: в средневековой культуре свинья считалась очень близкой человеку.
Это связано и с физиологией свиньи, и с ее интеллектом. Да-да! Свинью могли даже судить, об этом подробно пишет французский медиевист Мишель Пастуро в своей Символической истории европейского Средневековья. Очень рекомендую! И да преодолеем мы своего внутреннего свинопса несмотря на весенние праздники :)