Найти в Дзене

КАК БЛИЗОСТЬ С ЛЮБОВНИЦЕЙ ЛЕНИНА ПОМОГЛА АРМЯНИНУ СТАТЬ ГЛАВНЫМ РАЗВЕДЧИКОМ РОССИИ

О нем пишут так: "Родился в Нахичеванской области между Россией и Ираном в армянской семье". Далее называют фамилию, имя, отчество – Давыдов Яков Христофорович. В скобках уточняют (Давтян), из чего следует, что в армянских семьях, как правило, рождаются армянские дети, а как же еще?

Потом дети растут, становятся взрослыми, ищут свое дело, но в случае с Давтяном дело само нашло его, сделав первым руководителем службы внешней разведки Советской России.

ПРОИЗОШЛО ЭТО ЗАДОЛГО ДО ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА, Вячеслава Трубникова, Сергея Лебедева, не говоря уже о нынешнем главе СВР Сергее Нарышкине. Яков Христофорович Давтян стал первой строкой этого списка больше века тому назад.

Как стал? Понятно, что без активного участия в революционной борьбе обойтись не могло, и вот будущий глава разведки России еще гимназистом уходит к большевикам, агитирует, зажигает, зовет и все такое, после чего, ясное дело, оказывается на нарах, а, освободившись под залог, эмигрирует в Бельгию.

В Брюсселе знакомится с Инессой Арманд, названной за близость с Лениным "Любовницей революции". Придет час, и знакомство с пассией вождя мировой революции сделает свое дело: Давтян будет рекомендован главе ВЧК Дзержинскому именно Инессой Арманд "как надежный и преданный Коммунистической партии товарищ, к тому же образованный и владеющий несколькими иностранными языками".

И вот Давтян переходит на работу в ведомство "железного Феликса", но его не так, чтобы с улицы взяли, а из Наркомата иностранных дел, где он заведовал отделом Прибалтики и Польши. Наркомат находился в двух шагах от Лубянки, что, собственно, и стало поводом называть ЧК, а потом КГБ "нашими соседями".

В апреле 1920 года внутри особого отдела ЧК сформировали новый, назвали его "иностранным", после чего решили: в каждом зарубежном посольстве или торговом представительстве России надо иметь своих резидентов.

-2

Давно не секрет, что такие товарищи трудятся сегодня во всех дипломатических представительствах мира. Еще понятней, что ту же работу, но более разностороннее, шире и глубже выполняют "нелегалы" наподобие штандартенфюрера Штирлица из "Семнадцати мгновений весны". Сегодня их трудовая деятельность налажена, отработана до мелочей, а в двадцатом году все начиналось, можно сказать, с нуля.

Начав дело, Давтян вдруг теряет к нему интерес и возвращается во внешнеполитическое ведомство, объяснив, что эта работа ему нравится больше. Оказывается, можно было и так. Но оставлять разведывательную службу бесхозной было нельзя, и начальником иностранного отдела ЧК назначают, как вы думаете, кого? Опять же армянина - Рубена Павловича Катаняна, бывшего замначальника политуправления Красной армии, а затем заведовавшего отделом пропаганды ЦК партии.

Но и Катанян прослужил главным разведчиком России недолго, вскоре на ту же должность возвращается Яков Давтян (но по-прежнему остается в штате Наркомата иностранных дел). Вопрос: почему ушел - почему пришел? Вариант ответа: в первый приход был исполняющим обязанности руководителя внешней разведки, теперь назначается на ту же должность без всяких ВРИО. Возможны и другие причины, но чего не знаем, того не знаем.

У ДАВТЯНА БЫЛ ОГРОМНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ: Эстония, Литва, Китай, Тува, Франция, Иран, Греция, Польша. Особенно продуктивной оказалась работа Давтяна в Китае, где он был полпредом и одновременно резидентом внешней разведки.

Из его сообщений в Москву: "Несколько слов о нашей специальной работе. Она идет хорошо. Если вы следите за присылаемыми материалами, то, очевидно, видите, что я успел охватить почти весь Китай… Наши связи расширяются. В общем, смело могу сказать, что ни один шаг белых на всем Дальнем Востоке не остается для меня неизвестным. Все узнаю быстро и заблаговременно". Возможно, есть момент излишней самоуверенности, но ведь все узнавал быстро и когда надо.

…В 1937 году Давтяна посылают на работу в Польшу, но вскоре отзывают из Варшавы в Москву. Арест, обвинение в работе на польскую разведку, расстрел. Не он первый, не он последний, обычное дело.

Рубен Павлович Катанян. Взяли годом позже. Обвинили в создании "эсеро-меньшевистской террористической группы в органах юстиции и прокуратуры". С 1938 по 1955 год находился в заключении, с 1948 по 1950 год - в ссылке. В 1955 году был реабилитирован, получал персональную пенсию, умер в Москве в 1966 году.

Наши дни. Служба внешней разведки Российской Федерации - одна из наиболее подготовленных и эффективных разведывательных структур в мире, готовая адекватно ответить на все вызовы.

golosarmenii.am