XIXвек
Великобритания
Только в феврале 1887 года стараниями лорда Чарльза Бересфорда и других был учрежден Отдел военно-морской разведки Британского флота. В его вошел Комитет иностранной разведки, который был несколько расширен и стал называться подотделом разведки. Был создан также небольшой подотдел мобилизации. До этого английский флот не имел своего отдела разведки. Многие английские адмиралы считали это бесплезным.
О том, какие порядки в те годы царили в английском флоте, с каким пренебрежением относились старые адмиралы к любому новшеству и идеям молодых, говорит случай, который произошел во время совещания в Адмиралтействе по вопросу формирования резервов для флота на случай войны.
Доветон Спарди (будущий адмирал британского флота), бывший в дни совещания всего лишь лейтенантом на флагманском корабле североамериканской эскадры, выступил на совещании с предложением учесть при формировании резервов для флота симпатии прибрежного населения Канады.
В ответ последовала реплика одного из лордов Адмиралтейства: «По какому праву выдвигает этот лейтенант подобное предложение?». Что означало, раз ты молод и без высокого чина сиди и не вякай. Все равно руководство флота тебя слушать не будет. Ты для них никто.
И это при том, что высшие кадры во флоте и армии были ещё те.
Так военный атташе Великобритании в Париже доложил в Лондон, что новая французская винтовочная пуля покрыта кожей. Когда удивленные английские генералы начали проверять эту информацию, оказалось, что атташе вследствие своего слабого знания французского перепутал слово «cuir» (кожа) со словом «cuivre», означающее медь.
Военно-морской атташе Великобритании в одной из дружественных Британской империи держав, был приглашен присутствовать при испытании нового бронебойного снаряда, изготовленного местными умельцами, устройство которого являлось секретом.
Атташе прибыл на стрельбы в полной парадной форме. Присутствовало много высших офицеров различных государств.
Британский атташе, которому не терпелось узнать секрет этого снаряда, не долго думая, подобрал обломок одного из только что выпущенных снарядов, собираясь тайно от хозяев стрельб вынести его и отправить для анализа в Англию. Немного спустя окружающие с изумлением заметили, как из-под полы парадной формы британского атташе поднимается струя дыма.
Как не кривился и не морщился атташе, ему пришлось вытащить подобранный ним обломок снаряда на всеобщее обозрение. Оказалось, что когда атташе сунул обломок снаряда себе под одежду, металл был еще горячий и форма атташе начала тлеть.
Позора было много, шуток и насмешек среди иностранных и личных врагов атташе офицеров еще больше.
О том, как хранились в то время секреты в здании адмиралтейства, источник приводит еще одни случай.
Один из лордов адмиралтейства, уходя завтракать, в нарушение инструкции, оставил ящик своего стола неплотно закрытым. В стол было вмонтирование приспособление, посредством которого в случае, если кто-то открывал ящик раздавался звонок в соседней комнате, где сидел личный секретарь адмирала. Вскоре после того, как адмирал вышел из комнаты, раздался тревожный звонок, и личный секретарь, который знал, что начальника нет на месте, поспешил войти в его кабинет. Здесь он застал у ящика рассыльного адмиралтейства. Рассыльному пришлось потом долго доказывать, что он просто хотел закрыть ящик полностью, а не открыть его с целью выяснения, что за документы в нем лежат.
(Источник: Астон)