Найти тему
Бизнес Прогресс

Как обжаловать несправедливое решение ФАС?

Оглавление

ФАС следит за соблюдением закона о защите конкуренции, в том числе, в рамках проведения торгов по ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Иногда контрольный орган перебарщивает при исполнении своих полномочий, иногда явно злоупотребляет.

Поэтому законодатель предоставил всем заинтересованным субъектам право жаловаться на несправедливые решения / действия ФАС. Это можно сделать в административном (досудебном) и судебном порядках.

В этой публикации предлагаем разобраться подробнее в вопросе: «Как и почему можно жаловаться на ФАС?».

Жалуемся в административном порядке

Жаловаться в суд — это долго (пока примут заявление, пока рассмотрят). Поэтому многие сначала обжалуют несправедливые решения ФАС в досудебном порядке — обращаются в коллегиальный орган ФАС. Срок подачи жалобы в такой процедуре — не позднее месяца с момента вынесения полного решения (на которое будете жаловаться).

1. Сначала нужно составить жалобу. В ней необходимо указать: сведения о заявителе и нарушителе, информацию о нарушении (что обжалуется и почему), ссылки на нормы, которые нарушены по мнению заявителя. К жалобе нужно приложить документы, подтверждающие позицию заявителя, и копию обжалуемого решения ФАС.

2. Затем нужно подать жалобу. Это можно сделать непосредственно через антимонопольный орган, а также через Госуслуги, МФЦ, в электронной форме или направить почтой.

3. Далее коллегиальный орган ФАС рассматривает жалобу и принимает одно из решений:

a. отказывает в удовлетворении;

b. признаёт решение незаконным;

c. признаёт доводы заявителя справедливыми, но частично.

Жалуемся в судебном порядке

В арбитражный суд можно обратиться, минуя обжалование в административном порядке. В таком случае, необходимо написать заявление, в котором обжалуется решение / действие / бездействие / предписание антимонопольного органа. Срок подачи заявления — 3 месяца с момента нарушения / выдачи предписания / вынесения решения.

Второй вариант — вы обратились в коллегиальный орган ФАС, вас не устроило его решение, и вы обжалуете это решение в арбитражный суд. Срок, в который нужно успеть обратиться в суд — 1 месяц с момента вступления в силу решения административного органа.

1. В первую очередь нужно написать административное исковое заявление. В нём указывают данные об истце и ответчике, допущенные ФАС нарушения, требования истца (отменить акт, признать действие незаконным и т.п.). Также нужно приложить к иску документы, которые подтверждают позицию истца, учредительные документы истца и оплатить госпошлину.

2. Необходимо подать иск в арбитражный суд по месту нахождения подразделения ФАС, действия / акты которого обжалуются.

3. Затем надо дождаться рассмотрения дела в суде и вынесения решения. Чтобы результат (судебное решение) удовлетворил истца, следует тщательно подготовиться к процессу: изучить практику и законодательство, продумать мотивированную позицию.

Примеры ситуаций (оснований), по которым можно обжаловать решение антимонопольного органа

Итак, мы вкратце упомянули, что ФАС следит за соблюдением закона о защите конкуренции, в том числе, в рамках проведения торгов по ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Давайте рассмотрим несколько примеров «классических» нарушений, допускаемых ФАС.

1. Антимонопольная служба вмешалась в спор гражданско-правового характера.

ВС РФ уже давно сформулировал позицию, согласно которой ФАС и её территориальные подразделения не уполномочены вмешиваться в частные споры (не затрагивающие публичный или общественный интерес). С этой точкой зрения согласились и сами антимонопольные органы, однако это не мешает их сотрудникам нарушать установленный запрет.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, рассмотрим пример из судебной практики. В один из пунктов Почты России доставили заказное письмо для организации. Получать его пришёл директор компании. Работники почты не выдали директору корреспонденцию, потому что директор не предоставил им доверенность, которая даёт право действовать от имени организации.

Через некоторое время, когда письмо уже вернулось к отправителю, Почта провела проверку, в рамках которой выяснилось, что отказ был незаконным. Это стало поводом для вынесения в отношении Почты России предписания антимонопольной службы о злоупотреблении доминирующим положением.

Почта России обжаловала предписание в суд. Дело дошло до Верховного Суда РФ, так как нижестоящие суды соглашались с позицией ФАС. Только Верховный Суд РФ встал на сторону Почты России и отменил предписание, потому что посчитал, что ФАС вмешалась в гражданско-правовой спор.

ВС РФ указал, что если организация (Почта в нашем случае) нарушает свои обязательства в отношении конкретного потребителя — это не нарушает закон о конкуренции. В данном споре речь идёт об оказании услуг почтовой связи конкретному лицу. Контроль над подобными отношениями не охватывается компетенцией ФАС и её подразделений.

2. Неправильная квалификация нарушения.

Закон о защите конкуренции содержит общую норму, которая запрещает злоупотреблять доминирующим положением, и специальные, которые указывают конкретные нарушения (к примеру, установление монопольно высокой цены).

Сотрудники ФАС часто выдают компаниям предписания, ссылаясь на общую норму, даже если нарушение подпадает под специальный состав. ФАС делает это потому, что так проще доказать нарушение.

Хорошая новость — суды пресекают подобное злоупотребление со стороны антимонопольщиков. Они пишут в своих решениях, что нельзя просто сослаться на общую норму и обвинить компанию в нарушении закона. Нужно обосновать и мотивировать предъявленное обвинение и сослаться на конкретную норму закона.

3. Незаконное аннулирование торгов.

«Любимое занятие» ФАС — аннулировать торги по формальным основаниям (наверное, таким способом сотрудники закрывают статистику). К примеру, не указана дата в конкурсной документации — проводите торги заново.

По закону ФАС должна установить причинно-следственную связь между допущенным на торгах нарушением и последствием в виде ограничения конкуренции. На деле же ФАС считает, что любое даже самое незначительное нарушение = нарушение закона о конкуренции.

Запомните, чтобы аннулировать торги, нарушение должно существенно повлиять на их результат и / или нарушить права участников и третьих лиц. И это, разумеется, должна обосновать антимонопольная служба.

***

Итак, ФАС — орган, защищающий справедливую конкуренцию. Но даже это ведомство порой принимает несправедливые решения. Теперь вы знаете, как с этим бороться — обращайтесь в суд или жалуйтесь на действия ФАС в рамках ее собственной системы антимонопольных органов.

Сделайте свой бизнес безопасным и процветающим!
С уважением, Компания "Бизнес Прогресс"
телефон 8-499-346-87-90

#фас #налоговые проверки #налоговая служба #торги #бизнес #налоги