Найти тему
Истории от историка

Летописные "Дерева", или С какими "древлянами" воевал князь Игорь

В летописной‏ новелле под 914 г. впервые‏ сообщается о‏ походе‏ руси на «древлян» (из нижеследующего будет ясно, что‏ кавычки здесь‏ необходимы).‏ Но кто‏ такие летописные «древляне», сыгравшие столь‏ значительную роль‏ в‏ судьбе‏ князя Игоря,‏ его жены и‏ всей Русской‏ земли?

На‏ первый взгляд‏ ломать голову тут совершенно не‏ над чем.‏ «Повесть‏ временных‏ лет» вполне определенно говорит,‏ что древляне/деревляне‏ были славянским‏ племенем,‏ осевшим‏ на правобережье Днепра,‏ по соседству с‏ киевскими русами‏ («полянами»).‏ Свое имя‏ они получили‏ потому, что «седоша в лесах».‏ Древляне‏ известны‏ не только‏ древнерусским источникам.‏ Константин Багрянородный‏ передает‏ этот этноним‏ в формах «вервиане» и «дервленины»,‏ а Баварский‏ географ‏ знает их как «лесных людей» (forsderen liudi). Общеславянский‏ корень этого‏ племенного‏ названия подтверждается‏ наличием в вендском Поморье племени‏ древан (их‏ племенная‏ территория‏ находилась рядом‏ с современным Люнебургом,‏ в бассейне‏ реки‏ Иетцель, бывшей‏ славянской Йесны). Славянское население Древанской‏ земли окончательно‏ исчезло‏ только‏ в XVIII в. Но‏ германизированное название‏ этой области‏ —‏ Dravehn‏ — сохранилось у‏ немцев до сих‏ пор [Державин‏ Н.С.‏ Славяне в‏ древности. М.,‏ 1946. С. 29].

Все это бесспорно.‏ Но‏ дальше‏ возникают затруднения.‏ Начать с‏ того, что‏ племенная‏ территория восточнославянских‏ древлян («Дерева», «Деревьская земля») очерчена‏ в летописи‏ весьма‏ приблизительно. Настораживающе звучит заявление авторитетного археолога о том,‏ что «попытки‏ восстановить‏ территорию расселения‏ древлян на основе летописных свидетельств‏ предпринимались неоднократно,‏ но‏ ни‏ одну из‏ них нельзя признать‏ удачной» [Седов‏ В.В.‏ Восточные славяне‏ в VI – XIII вв.‏ М., 1982.‏ С.‏ 102].‏ Славянские древности в бассейнах‏ Припяти и‏ Ужа довольно‏ многочисленны,‏ но‏ крайне разнородны и‏ с трудом поддаются‏ этнографической классификации.

При‏ дальнейшем‏ рассмотрении «древлянского‏ вопроса» несуразности‏ и загадки нарастают как снежный‏ ком.‏ В‏ разительном противоречии‏ с археологической‏ картиной древлянского‏ племенного‏ ареала находятся‏ сведения письменных источников. Летопись сообщает‏ о весьма‏ развитой‏ племенной организации у древлян, которые имели «свое княжение»,‏ князей, племенную‏ знать‏ («лучших мужей»),‏ дружину, укрепленные города. Древлянские послы‏ нахваливают Ольге‏ своих‏ правителей,‏ заботящихся об‏ экономическом процветании их‏ страны: «…наши‏ князи‏ добри суть,‏ иже роспасли суть Деревьскую землю»‏ — и‏ это‏ не‏ пустое бахвальство, так как‏ выясняется, что‏ после неоднократных‏ поборов‏ и‏ беспощадного разорения несчастной‏ Деревьской земли киевским‏ войском на‏ «древлян»‏ все еще‏ можно наложить‏ «дань тяжку», что и не‏ преминула‏ сделать‏ Ольга. Военная‏ мощь древлян‏ подчеркнута в‏ летописи‏ упоминанием неких‏ «обид», которые в прошлом претерпели‏ от них‏ «поляне»,‏ а также неоднократными попытками порвать узы даннической зависимости‏ от киевских‏ князей.‏ Между тем‏ на археологической карте днепровского правобережья‏ Древлянская земля‏ предстает‏ бедной‏ и малонаселенной‏ областью, безусловно не‏ способной соперничать‏ с‏ соседями в‏ экономическом отношении и тем более‏ находиться с‏ ними‏ в‏ многолетнем военном противостоянии. Древлянские‏ «грады» (Оран,‏ Иваньково, Малино,‏ Городск)‏ имеют‏ площадь около двух‏ тысяч квадратных метров‏ — меньше‏ футбольного‏ поля [Демин‏ А.С. О‏ некоторых особенностях архаического литературного творчества‏ (постановка‏ вопроса‏ на материале‏ ««Повести временных‏ лет»») //‏ Культура‏ славян и‏ Русь. М., 1998. С. 65].‏ А возле‏ Искоростеня‏ Ольга «стоя… лето, и не можащи взяти града»!

К‏ сожалению, наша‏ историография‏ до недавнего‏ времени проходила мимо всех этих‏ странностей. Но‏ что‏ всего‏ поразительнее, так‏ это многовековое невнимание‏ историков к‏ одному‏ сохранившемуся в‏ источниках этнографическому признаку, характеризующему летописных‏ «древлян». Я‏ имею‏ в‏ виду выбранный ими способ‏ казни князя‏ Игоря, который,‏ как‏ следует‏ из сообщения Льва‏ Диакона, «был взят…‏ в плен,‏ привязан‏ к стволам‏ деревьев и‏ разорван надвое» (стоит отметить, что‏ «Повесть‏ временных‏ лет» умалчивает‏ об этих‏ подробностях). Знать‏ сообщение‏ Льва Диакона,‏ цитировать его и вместе с‏ тем считать‏ «древлян»,‏ убивших Игоря, славянским племенем — все это есть‏ не что‏ иное,‏ как бесподобный‏ историографический конфуз, ибо указанный способ‏ казни настолько‏ же‏ присущ‏ древнеславянскому уголовному‏ праву, как, например,‏ обычай сдирать‏ скальпы‏ или распинать‏ на кресте. И однако же‏ эта нелепость‏ прочно‏ осела‏ в исторической литературе. Лишь‏ сравнительно недавно‏ исследователи наконец‏ обратили‏ внимание‏ на то, что‏ «казнь Игоря совпадает‏ с подобными‏ обычаями‏ у тюркских‏ народов —‏ огузов* и булгар» [Петрухин В.Я.‏ Из‏ древнейшей‏ истории русского‏ права. Игорь‏ Старый –‏ князь-«волк»‏ // Philologia‏ slavica. М., 1993. С. 127],‏ а по‏ сообщению‏ германского хрониста XII в. Саксона Грамматика, к этому‏ способу казни‏ питал‏ особое пристрастие‏ Редон, «рутенский» пират (Ruthenorum pirata),‏ разбойничавший на‏ Балтике‏ [Рыдзевская‏ Е.А. Древняя‏ Русь и Скандинавия‏ IX –‏ XIV‏ вв. М.,‏ 1978. С. 194]. От себя‏ добавлю, что‏ по‏ приказу‏ Александра Македонского подобным же‏ образом был‏ разорван на‏ части‏ Бесс,‏ убийца Дария III,‏ как о том‏ повествует Плутарх.‏ В‏ греческой мифологии‏ известен разбойник‏ Синид по прозвищу Питиокампт (Сгибатель‏ сосен),‏ который‏ ловил путников,‏ привязывал их‏ к вершинам‏ согнутых‏ деревьев и,‏ отпустив деревья, разрывал людей пополам.‏ Герой Тезей‏ расправился‏ со злодеем его же способом. Словом, ни один‏ источник не‏ соотносит‏ обычай расчленения‏ людей при помощи деревьев со‏ славянами и‏ тем‏ более‏ — с‏ восточными славянами.

*См. сообщение‏ Ибн Фадлана‏ о‏ гузах (огузах):‏ «Они не знают блуда, но‏ если относительно‏ кого-либо‏ они‏ узнают какое-либо дело, то‏ они разрывают‏ его на‏ две‏ половины,‏ а именно: они‏ соединяют вместе промежуток‏ веток двух‏ деревьев,‏ потом привязывают‏ его к‏ веткам и пускают оба дерева,‏ и‏ находящийся‏ при выпрямлении‏ их [деревьев]‏ разрывается».

К блестящим‏ находкам‏ последнего времени‏ [см. Никитин А.Л. Основания русской‏ истории. М.,‏ 2000.‏ С. 326.] относится также открытие еще одной «Древлянской‏ земли» —‏ «Дереви»,‏ находящейся, согласно‏ вводной части «Повести временных лет»‏ (перечисляющей «Афетовы‏ страны»‏ —‏ земли, которые‏ «прияше» Иафет, один‏ из сыновей‏ Ноя),‏ отнюдь не‏ в Среднем Поднепровье, а в‏ Северном Причерноморье‏ —‏ между‏ «Воспории» (Боспором) и приазовскими‏ областями («Меоти»‏ и «Сармати»),‏ где‏ она,‏ таким образом, совпадает‏ с Климатами Горного‏ Крыма*.

*Термин «Климаты»,‏ встречающийся‏ в средневековой‏ византийской литературе,‏ связан с позднеантичной географической традицией,‏ согласно‏ которой‏ поверхность земли‏ делилась на‏ несколько (обыкновенно‏ семь‏ или девять)‏ «климатических» поясов. У Константина Багрянородного‏ Климаты —‏ это‏ область горного Крыма между Херсоном и Боспором: «От‏ Херсона до‏ Боспора‏ расположены крепости‏ Климатов, а расстояние — 300‏ миль» (впрочем,‏ в‏ другом‏ месте он‏ пишет и о‏ «девяти Климатах‏ Хазарии»,‏ прилегающих к‏ Алании). Крымские Климаты (вероятно, не‏ все, но‏ значительная‏ их‏ часть) входили в Херсонскую‏ фему (военно-административный‏ округ), и‏ Константин‏ неоднократно‏ выражает озабоченность их‏ безопасностью.

В связи с‏ этим перестает‏ выглядеть‏ опиской или‏ очевидной нелепостью‏ указание Льва Диакона на то,‏ что‏ Игорь‏ погиб, отправившись‏ «в поход‏ на германцев».‏ Вместе‏ с тем,‏ наконец, замечено, что летописные «деревляне»‏ не только‏ обитают‏ в двух разных и значительно удаленных друг от‏ друга географических‏ районах,‏ но также‏ имеют два племенных центра: один‏ — город‏ Овруч,‏ лежащий‏ на реке‏ Уже (летописная статья‏ под 997‏ г.),‏ другой —‏ город Искоростень/Коростень, точное местоположение которого‏ не указано‏ (летописные‏ статьи‏ под 945 и 946‏ гг.) [Никитин‏ А.Л. Основания‏ русской‏ истории.‏ С. 112].

Теперь обобщим‏ имеющиеся у нас‏ факты.

Восточнославянское племя‏ древлян,‏ возможно родственное‏ вендским древанам,‏ в конце VIII – начале‏ IX‏ в.‏ осело на‏ правом берегу‏ Среднего Поднепровья,‏ где‏ очень скоро‏ попало в данническую зависимость от‏ русов. Ко‏ времени‏ составления «Повести временных лет» (вторая половина XI –‏ начало XII‏ в.)‏ эти древляне‏ были уже малочисленной, бедной и‏ культурно отсталой‏ народностью,‏ почти‏ совершенно утратившей‏ свою этнографическую индивидуальность‏ и растворившейся‏ среди‏ многочисленных переселенцев‏ с днепровского левобережья.

Однако в процессе‏ создания «Повести‏ временных‏ лет»,‏ или скорее при позднейшем‏ ее редактировании,‏ история древлянского‏ племени,‏ краткая‏ и ничем не‏ примечательная, оказалась насыщена‏ событиями, относящимися‏ к‏ истории других‏ «древлян», не‏ имеющих с древлянами днепровскими ничего‏ общего,‏ кроме‏ своего русифицированного‏ племенного названия.‏ Иными словами,‏ произошла‏ довольно обыкновенная‏ для раннесредневековой литературы этнографическая путаница,‏ которую, пожалуй,‏ можно‏ было бы назвать забавной, не укоренись она самым‏ серьезным и‏ основательным‏ образом в‏ современной историографии. К счастью, восстановить‏ истину в‏ данном‏ случае‏ не так‏ уж трудно.

Нестора или‏ какого-то другого‏ древнерусского‏ книжника, редактировавшего‏ «Повесть», сбила с толку еще‏ одна «Деревьская‏ земля»‏ —‏ «Дереви», обнаруженная им в‏ Северном Причерноморье.‏ Источником, откуда‏ она‏ в‏ свое время перекочевала‏ в русскую летопись,‏ была византийская‏ хроника‏ IX в.‏ Георгия Амартола,‏ а именно то ее место,‏ где‏ перечислены‏ «Афетовы страны».‏ В славянском‏ переводе хроники‏ Амартола,‏ предшествовавшем «Повести‏ временных лет», соответствующий термин был‏ передан как‏ «Дерви»‏ [Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском‏ переводе. Т.‏ 1.‏ Пг., 1920.‏ С. 59]. В «Повести временных‏ лет» амартоловский‏ перечень‏ стран‏ читается так:‏ «…Воспории, Меоти, Дереви,‏ Сармати, Тавриани,‏ Скуфия…»‏ Причерноморская область‏ под названием Дерви/Дереви легко опознается‏ как место‏ обитания‏ потомков‏ везеготов, или готов-тервингов (от‏ др.-герм. tre‏ — «дерево»)‏ —‏ «жителей‏ леса», «лесных людей»,‏ по-славянски — «древлян».‏ Последние сомнения‏ на‏ этот счет‏ исчезнут, если‏ сопоставить древнерусское известие о смерти‏ князя‏ Игоря‏ в «Деревех»‏ с сообщением‏ Льва Диакона‏ о‏ его последнем‏ походе «на германцев». Единственным германским‏ этносом Северного‏ Причерноморья‏ были готы.

Уяснив, что летописный термин «древляне/деревляне» покрывает два‏ разных народа,‏ этнически‏ несходных меж‏ собою, мы поймем причину разноголосицы‏ в этнографических‏ и‏ исторических‏ сведениях о‏ них. С одной‏ стороны, «древляне‏ живяху‏ звериньским образом,‏ живуще скотьски: убиваху друг друга,‏ ядаху вся‏ нечисто,‏ и‏ брака у них не‏ бываше, но‏ умыкиваху у‏ воды‏ девиця»;‏ с другой —‏ «наши князи добри‏ суть, иже‏ роспасли‏ суть Деревьскую‏ землю», наличие‏ грозных крепостей, вроде Искоростеня, взять‏ которые‏ возможно‏ лишь при‏ помощи военной‏ хитрости, дипломатические‏ посольства‏ к русам‏ с целью заключения династических браков.‏ Очевидно, что‏ в‏ первом случае речь идет о восточнославянских лесовиках днепровского‏ правобережья, во‏ втором‏ — о‏ крымских готах, чьи процветающие колонии‏ просуществовали в‏ Тавриде‏ до‏ XVI в.‏ Таврические и киевские‏ русы в‏ IX‏ – X‏ вв. должны были, конечно, не‏ раз сталкиваться‏ с‏ ними‏ — на поле экономической‏ конкуренции и‏ на поле‏ брани.

Дружинные‏ сказания‏ о войнах с‏ крымскими готами бытовали‏ в Киеве‏ долгое‏ время и‏ были известны‏ русским книжникам XII в. Но‏ время‏ взяло‏ свое —‏ двойственное значение‏ термина «древляне»‏ было‏ прочно забыто,‏ благодаря чему история покорения черноморских‏ «древлян»/тервингов была‏ перенесена‏ на историю древлян днепровских, более близких и знакомых‏ «кыянам» Несторовой‏ эпохи.

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Создал телеграм-канал Истории от историка.

Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney (Яндекс) 41001947922532

PayPal s.tsvetkov.history@gmail.com

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

-2