Найти тему

История гитары GRETSCH (Часть 2)

Оглавление

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

GRETSCH
GRETSCH

Charles »Duke» Kramer начал свою карьеру в чикагском офисе компании в 1935 г. в качестве снабженца, затем агента по продажам. Вернувшись после войны на гражданку, Крамер продолжил работать на Gretsch, возглавив чикагское отделение фирмы после смерти Билла Гретча в 1948г.

«Вернувшись из армии, – вспоминает Крамер, в 1946 г. мы все собрались в Нью-Йорке, чтобы решить, будем ли мы продолжать работать как оптовики-дистрибьюторы или займемся более серьезными вещами, продавая собственную продукцию под маркой Gretsch. До того мы делали ударные и гитары в основном для других компаний. Решили начать серьезный бизнес. Поначалу мы не могли вести оба направления, и начали с барабанов, представив в 1947-48 гг. линейку ударных Gretsch. Но совсем скоро мы стали делать и первые модели электрогитар».
1960's Gretsch Name Band model in Midnight Blue Pearl
1960's Gretsch Name Band model in Midnight Blue Pearl

Gretsch нужны были новые люди для развития этих направлений, и компания наняла Phil Grant заниматься ударными, а Jimmiу Webster – гитарами. Грант был профессиональным ударником, играл в Питтсбургском симфоническом оркестре и Edwin Franko Goldman band. Уэбстер был профессиональным настройщиком пианино, пианистом и гитаристом и, как мы далее узнаем, он окажет далеко идущее и глубокое влияние на развитие модельных рядов электрогитар Gretsch.

Gretsch memorial plaque
Gretsch memorial plaque
Грант вспоминает свои первые годы в Gretsch и изменения конца 40х гг.: «Компания продолжала дистрибьюторский бизнес – то есть мы были оптовиками, продававшими различные товары розничным торговцам, так что эта часть бизнеса для нас не изменилась: духовые Monopole, аккордеоны La Tosca, струны Eagle, такие вот вещи. Но вот что касается ударных и гитар, мы перестали поставлять их фирмам почтовой торговли и продавцам недорогой розницы. Мы решили заняться серьезными вещами, и недорогая розница отошла на задний план».

ГАРРИ И ЕГО ДАТЧИК

Примерно в 1950 г. Gretsch выпустил 18-страничный каталог Your Gretsch Guitar Guide, который акцентировал новый приоритет компании – гитары для профессионалов, а кроме того, рекламировал новую щедрую трехлетнюю гарантию на них, покрывающую любые дефекты, вызванные производственным браком и недоброкачественным материалом.

«Гитара, на которой вы играете, это важнейший фактор для качества музыки, которую вы делаете» – писал Фред Гретч-младший, заканчивая цветистым пассажем: «Гитары Gretsch стремятся прославить талант владеющих ими артистов». Конечно, немного чересчур, но фраза точно раскрывала маркетинговую стратегию компании в продвижении ее новых моделей гитар.

Первая послевоенная модель электрогитар, воскресившая название Electromatic Spanish, дебютировала в 1949 г. вместе с серией акустических моделей Synchromatic. Это был арк-топ с эфами цвета sunburst, а позднее и natural. На нее устанавливался однокатушечный датчик (сингл), который в каталоге описывался как «встроенный микрофон Gretsch», поставлявшийся Rowe Industries из Толедо (штат Огайо) – компанией, которую возглавлял Harry DeArmond.

Gretsch Electromatic Spanish
Gretsch Electromatic Spanish

Датчик имел шесть магнитов-сердечников с индивидуальной регулировкой по высоте, заключенных в характерный хромированный корпус с черным верхом. Он использовался Gretsch до конца 50х, и хотя в каталоге 1951 г. назывался Gretsch-DeArmond Fidelatone, несколько лет спустя звукосниматель получил свое более привычное имя – Gretsch Dynasonic; тем не менее, он по-прежнему изготавливался DeArmond. Стоивший $110 Electromatic Spanish 1949 г. был похож на основные модели того времени типа Gibson ES-150 за $137.

-5
Это были гитары без выреза в корпусе (non-cutaway), и такой дизайн уже тогда казался устаревшим. Gibson стали первыми, начавшими своей моделью ES-350 Premier в 1947 г. производство электрогитар с вырезом (cutaway), и широкое распространение электроинструментов превратило такой корпус в необходимость. На акустике игра в верхних позициях грифа большого смысла не имела, потому что была плохо слышна. Для гитариста это были напрасные усилия. Но на инструменте со звукоснимателем, должным образом усиливавшемся, вырез обеспечивал доступ к воспринимавшимся на слух и расширявшим музыкальные возможности верхним регистрам грифа.
Gretsch 6185N Electromatic Spanish Natural 1954
Gretsch 6185N Electromatic Spanish Natural 1954

Поэтому и Gretsch в 1951 г. выпустил модели Electromatic и Electro II с cutaway, и на деле показал, что действительно серьезно относится к новому электрогитарному бизнесу. «Максимум электрогитары!» – заяв- лял Gretsch о своем sunburst Electro II за $335 с двумя датчиками (модель natural стоила на $20 дороже), снабженном позолоченной фурнитурой. Эта модель тоже была призвана составить конкуренцию лидеру рынка, Gibson, который в начале 50х продавал похожий инструмент ES-350 за $385 ($400 natural).

Gretsch 6185N Electromatic Spanish Natural 1954
Gretsch 6185N Electromatic Spanish Natural 1954

Новые cutaway модели электрогитар Gretsch впервые были представлены профессиональным музыкантам и торговым дилерам на промо-шоу в нью-йоркском Sheraton Hotel в январе 1951 г. Журнал Music Trades сообщал, что мероприятие посетило множество ведущих гитаристов, и предсказывал, что оно является предвестником того, «какие серьезные позиции завоюют новые модели Gretsch». Демонстрировал последние электро- и акустические новинки Джимми Уэбстер, фигурировавший как «специальный представитель» Gretsch.

GUITARAMA УЭБСТЕРА

Джимми Уэбстер родился в 1908 г. в Van Wert (штат Огайо), а позднее переехал на Лонг-Айленд в Нью- Йорк. Он играл на пианино и гитаре, в 30-е годы работал в Нью-Йорке музыкантом. Зарабатывал деньги и как настройщик пианино, одно время держал музыкальный магазин – как и его отец Гарри, тоже игравший на фортепиано. Мать Уэбстера Кэтрин также играла и преподавала фортепиано – когда семье не хватало денег, она подрабатывала тапером, аккомпанируя немым фильмам в местных кинотеатрах.

Jimmie Webster: A Great Gretsch Ambassador
Jimmie Webster: A Great Gretsch Ambassador

До Второй мировой Уэбстер периодически подрабатывал в Gretsch, но на регулярной основе в компании он начал трудиться только где-то в 1946 г. Его дочь Jennifer Cohen, родившаяся в 1948 г., вспоминает:

«Он всегда занимался сразу несколькими делами, а когда я росла, начал больше работать на Gretsch. Пошли командировки, он много ездил, занимаясь промоушном гитар. Я не думаю, что он когда-либо был постоянным сотрудником Gretsch, он просто регулярно присылал им счета за свою работу, предпочитая оставаться фрилансером. Он стремился к независимости, хотел самостоятельно распоряжаться своей жизнью и всегда говорил, что не хочет быть привязанным к ним, такова уж была его натура».

«Так что несколько дней в неделю он работал на Gretsch, а в остальные занимался настройкой пианино – понедельник, среда, пятница в Бруклине на Gretsch, а по вторникам и четвергам пианино в небольшом городишке, в котором мы жили в Лонг-Айленде. На его услуги настройщика был большой спрос, он пользовался популярностью». Он, судя по всему, пользовался популярностью и у своих коллег в Gretsch. Комментарий Фила Гранта в этом смысле типичен: «Джимми был классным парнем, очень толковым».

Stereo guitar sounded
Stereo guitar sounded

Как мы увидим, Уэбстер стал главным креативщиком Gretsch, буквально забрасывая менеджмент и производственников самыми разными проектами новых моделей и дополнительных приспособлений в стремлении подчеркнуть отличие инструментов Gretsch от продукции множившихся конкурентов. Уэбстер станет разъезжать по Соединенным Штатам и периодически за границу, популяризируя последние новинки на торговых ярмарках и концертных шоу, которые получили название гретчевских Guitaramas. Уэбстер был большой находкой для Gretsch – музыкант, изобретатель, сэйлсмен, и все это сочеталось в нем с открытым, приятным характером. Возможно, он сделал для продвижения гитар Gretsch больше, чем кто бы то ни было, став настоящим послом Gretsch, электрогитар и гитаризма вообще.

TAPPING И TOUCH SYSTEM

Необычным был стиль игры Уэбстера, и компания использовала это, часто предоставляя в своих буклетах и каталогах место для описания Touch System. Это был тот стержень, вокруг которого Gretsch могли искусно выстраивать рекламную компанию для своих гитар: буклет 1952 г., например, упоминает Уэбстера, демонстрировавшего «свой удивитель- ный стиль Touch System» на телешоу.


Что представляла собой Touch System?

Современный читатель наверняка знаком с техникой tapping, в 80е годы широко распопуляризованной Eddie Van Halen, или с более сложным, хотя и не так известным стилем игры Stanley Jordan. По сути, Джимми Уэбстер применил те же идеи еще в 40х годах. Левой рукой он обозначал аккордовое движение, используя прием hammering on, правой одновременно играя тэппингом мелодию в верхнем регистре грифа, а большим пальцем добавляя линию баса. «Это, как одновременно гладить себя по голове и хлопать по животу» – шутил Уэбстер в одном из интервью.

Использование приемов Touch System в исполнении Уэбстера, очевидно, во многом связано с тем, что изначально он был пианистом – многие отмечали, что на фортепиано Уэбстер играл сильнее, чем на гитаре. По-видимому, играть на гитаре двумя руками для него было так же естественно, как и на пианино. Многие из тех, кто слышал его игру, говорили, что поначалу не могли поверить, что все эти звуки извлекает один человек из одного инструмента, казалось, что играют по меньшей мере двое.

Harry DeArmond (Гарри ДеАрмон).
Harry DeArmond (Гарри ДеАрмон).

«Заслуга в открытии Touch System принадлежит Гарри ДеАрмон- ду, – признавал Уэбстер в буклете Gretsch 1950 г., – теперь вы знаете это имя, поскольку он делает известные звукосниматели DeArmond». Есть мнение, что ДеАрмонд разработал новый стиль игры, чтобы показы- вать возможности его датчиков, которые Gretsch использовал в то время на своих электрогитарах.

Уэбстер отмечал: «Профессионалам нравилась Touch System, потому что она открывала им новое направление для игры соло. Те же, кто играл для собственно развлечения и для друзей, находили теперь гитару более совершенным инструментом, чем ранее». Однако это мнение было черезчур оптимистичным, потому что такой стиль в то время так и не прижился, хотя сам Уэбстер продолжал успешно применять свой метод и в последующие десятилетия. И только в 80е гг., когда Джимми Уэбстер уже умер, а схожие идеи на более мощной аппаратуре развил Van Halen, использование техники tapping стало повсеместным.

Продолжение следует...

По материалам Guitars Magazine