Найти тему
Александр Калдыба

Социальная психология рекламы.

Реклама как социально-психологический феномен

Реклама — универсальный механизм пикопрограммирования сознания (как высшего уровня психического отражения и саморегуляции, присущего только человека как общество-историческому существу) и поведения потребителя в различных сферах жизни: экономики, идеологии, политики.

Сущность рекламы, в широком смысле этого слова, заключается в планомерном воздействии на психику потребителя с целью вызвать у него неопределимое желание приобрести или сохранить известные товары или услуги.

Сущность коммерческой рекламы сводится к воздействию на психику потребителя с целью вызвать у них непреодолимое желание и/или потребности приобрести предложенный товар или воспользоваться предлагаемой услугу.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на основе своего поведения и деятельности.

Основными формами проявления психики являются:

психические процессы: *познавательные (ощущения, восприятие, память мышление, представление воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля); *психические состояния (настроение, аффект, азарт и так далее); * психологические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности); *психологические образования (знания, умения, навыки, привычки)

Высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку как общество-историческому существу, является сознание.

Сейчас наиболее распространенным являются две модели вовлечения психологии в рекламу.

Первая модель. Отражает последовательность «внимание — ассоциации — действие». Вторая (более поздняя): «внимание — осознание/понимание
ассоциации — память — действие».
Обе модели охватывают понятие «потребность» и «мотивация», но вторая модель включает в себя такие значимые в рекламе элементы как «восприятие», «символ» и «опознавательные при(знаки)»

Важно, чтобы модель учитывала прежде всего ощущения потребителя.

Реклама выступает как один из важнейших агентов социализации, который учит потреблять в соответствии с нормами данного общества. Принятие большинством этого принципа даже в его не категорической форме создает наиболее оптимальную атмосферу для воздействия рекламы конкретных товаров.

Воздействие — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, т.е. в данном случае, от рекламы, рекламиста — к потребителю. Воздействие может быть контактным (импульс движения: прикосновение, удар) и опосредованным (дистантным)- в форме комплекса сигналов, несущих сообщение в о чем-то и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Основной целью рекламы на базе пикопрограммирования сознания и поведения потребителя является сбыт товара посредством формирования положительной ассоциации меду поведением (предполагаемым и/или реальным) потребителем и товаром (услугой)

Товаром в рекламе могут быть как предметы широкого потребления, так и различные идеологические ценности.

Реклама определяет целевую аудиторию. ЦА может равняться целевому рынку , но часто в нее входят люди, не относящиеся к возможным потребителям. ЦА описывают при помощи категорий, например: социальные, культурные, индивидуальные, физиологические , психологиРеклама как социально-психологический феномен

Реклама — универсальный механизм пикопрограммирования сознания (как высшего уровня психического отражения и саморегуляции, присущего только человека как общество-историческому существу) и поведения потребителя в различных сферах жизни: экономики, идеологии, политики.

Сущность рекламы, в широком смысле этого слова, заключается в планомерном воздействии на психику потребителя с целью вызвать у него неопределимое желание приобрести или сохранить известные товары или услуги.

Сущность коммерческой рекламы сводится к воздействию на психику потребителя с целью вызвать у них непреодолимое желание и/или потребности приобрести предложенный товар или воспользоваться предлагаемой услугу.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на основе своего поведения и деятельности.

Основными формами проявления психики являются:

психические процессы: *познавательные (ощущения, восприятие, память мышление, представление воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля); *психические состояния (настроение, аффект, азарт и так далее); * психологические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности); *психологические образования (знания, умения, навыки, привычки)

Высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущим только человеку как общество-историческому существу, является сознание.

Сейчас наиболее распространенным являются две модели вовлечения психологии в рекламу.

Первая модель. Отражает последовательность «внимание — ассоциации — действие». Вторая (более поздняя): «внимание — осознание/понимание
ассоциации — память — действие».
Обе модели охватывают понятие «потребность» и «мотивация», но вторая модель включает в себя такие значимые в рекламе элементы как «восприятие», «символ» и «опознавательные при(знаки)»

Важно, чтобы модель учитывала прежде всего ощущения потребителя.

Реклама выступает как один из важнейших агентов социализации, который учит потреблять в соответствии с нормами данного общества. Принятие большинством этого принципа даже в его не категорической форме создает наиболее оптимальную атмосферу для воздействия рекламы конкретных товаров.

Воздействие — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, т.е. в данном случае, от рекламы, рекламиста — к потребителю. Воздействие может быть контактным (импульс движения: прикосновение, удар) и опосредованным (дистантным)- в форме комплекса сигналов, несущих сообщение в о чем-то и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Основной целью рекламы на базе пикопрограммирования сознания и поведения потребителя является сбыт товара посредством формирования положительной ассоциации меду поведением (предполагаемым и/или реальным) потребителем и товаром (услугой)

Товаром в рекламе могут быть как предметы широкого потребления, так и различные идеологические ценности.

Реклама определяет целевую аудиторию. ЦА может равняться целевому рынку , но часто в нее входят люди, не относящиеся к возможным потребителям. ЦА описывают при помощи категорий, например: социальные, культурные, индивидуальные, физиологические , психологические, демографические , психографические, поведенческие и так далее. Процесс описания аудитории — это процесс её сужения. Рекламисту нужно определить профиль типичного потребителя товара, а затем копирайтеры ассоциируют этот обобщенный облик с кем-то, кого они знают. Профиль — обобщенное описание личности и стиля жизни типичного представителя ЦА.

Девиз рекламы — рекламировать можно все, что угодно, но при условии понимания и соблюдения принципов (в том числе этических и правовых_, механизмов и способов социально-психологического воздействия на психику целевого потребителя.

ВЫВОД. Социальная психология рекламы товара (услуги) — это механизм социально-психологического воздействия на сознание целевого потребителя с целью стимулирования его поведения и деятельности, направленной непосредственно на приобретение и потребление товара (услуг).ческие, демографические , психографические, поведенческие и так далее. Процесс описания аудитории — это процесс её сужения. Рекламисту нужно определить профиль типичного потребителя товара, а затем копирайтеры ассоциируют этот обобщенный облик с кем-то, кого они знают. Профиль — обобщенное описание личности и стиля жизни типичного представителя ЦА.

Девиз рекламы — рекламировать можно все, что угодно, но при условии понимания и соблюдения принципов (в том числе этических и правовых_, механизмов и способов социально-психологического воздействия на психику целевого потребителя.

ВЫВОД. Социальная психология рекламы товара (услуги) — это механизм социально-психологического воздействия на сознание целевого потребителя с целью стимулирования его поведения и деятельности, направленной непосредственно на приобретение и потребление товара (услуг).