БУЙСТВО SOLID
В начале 50х гг. Gretsch ограничивались выпуском набора четырех моделей электроарктопов, но следили за попытками других производителей наладить выпуск полнотелых (солидбоди) электроинструментов. Fender в Калифорнии был первым, кто в 1950 г. представил на рынок такой продукт. В Gretsch это, конечно, отметили, потому что Fender назвал свою новую солидбоди электрогитару Broadcaster – это название (в написании Broadkaster) Gretsch использовали для некоторых своих ударных инструментов.
Сэйлсмен Fender Dale Hyatt вспоминает реакцию со стороны Gretsch:
«Поначалу между производителями было некое братство, и никто не пытался прищучить другого с помощью патента или чего-то в этом роде. Gretsch просто указали нам на это, и мы согласились изменить».
Так, по просьбе Gretsch, Fender отказались от названия Broadcaster для своей новинки, которая с 1951 г. стала называться Telecaster. Поначалу большинство производителей гитар рассматривали эту модель солидбоди в качестве причуды, которая долго не продлится. Но такое отношение довольно быстро изменилось. Gretsch явно удивились, когда их главный конкурент Gibson в 1952 г. выпустили солидбоди электрогитару, модель Gibson Les Paul. Ted McCarty, возглавлявший Gibson в 1950-66 гг., вспоминает, что Фред Гретч-младший был удивлен, что такая уважаемая компания пустилась в новомодное сумасбродство.
«Когда мы представили Les Paul на торговой выставке, Фред Гретч, который был моим другом, спросил – как вы могли сделать это? Зачем Gibson это нужно? Мы были хорошими друзьями, и я сказал ему – Фред, кто-то должен остановить этого парня, этого Фендера, ведь он пытается обойти нас. А Фред ответил – Тедди, этот solidbody может сделать любой, у кого есть ножовка и фреза. Я просто не могу поверить, что и Gibson станет этим заниматься». Но Фред Гретч-младший преодолел неприятие solidbody, и при виде того, что Fender и Gibson начали не только делать, но и продавать эти гитары, бизнесмен в нем взял верх. В 1953 г. Gretsch выпустил свой первый солидбоди Duo Jet по цене $230. По крайне мере, эта гитара выглядела как таковая – по внешнему виду она явно напоминала модель Gibson Les Paul.
В то время Gibson делал корпуса своих солидов двухслойными из красного дерева и клена, Fender – из цельного ясеня, но Gretsch собирали Duo Jet из отдельных кусков красного дерева, в которых были проточены многочисленные пазы и каналы для проводов и других компонентов, а ко всему этому добавлялся прессованный выпуклый верх.
(Менеджер по производству Bill Hagner, начавший работать на Gretsch в 1941 г., вспоминает, что основная часть дерева и пиломатериалов для гитар и ударных им поставляли Jasper Wood Products из Jasper, штат Индиана). По сути, эту модель правильнее было бы назвать semi-solid. Но по внешнему виду, функциям, описанию в каталоге, предполагаемой нише на рынке Duo Jet была первой солидбоди электрогитарой от Gretsch. Дюк Крамер подтверждает это: «Многие называли эту модель semi-solid, потому что мы вырезали ужасное количество дерева под электронику, но все же мы считали ее солидбоди-гитарой».
Первоначально верхняя часть корпуса Duo Jet покрывалась нетрадиционным черным пластиком, который использовался в Gretsch для ударных. Схема расположения потенциометров подчеркивала склонность Gretsch к размещению ручки регулировки общей громкости на роге выреза (примерно в то же время эту ручку там стали размещать и на Electro II), а кроме того, применялась оригинальная конструкция стрэппуговиц из двух частей: одна из них ввинчивалась в корпус, на выступающий шпенек надевалась петля ремня, а сверху навинчивалась рифленая головка, надежно удерживавшая ремень на месте – одно из первых воплощений идеи стрэп-лока. На Duo Jet монтировался также бридж Melita Syncro-Sonic, который появился на электрогитарах Gretsch годом ранее.
БРИДЖ MELITA
Syncro-Sonic был первым гитарным бриджем, который давал возможность отстройки мензуры для каждой струны – он опередил гибсоновский Tune-O-Matic по крайне мере на год. Его дизайн был разработан для Gretsch Sebastiano («Johnny») Melita, который затем изготовлял эти бриджи на поставку в собственных мастерских.
Это массивное устройство из хромированного металла более уместным выглядело бы на саксофоне, однако в Gretsch сразу поняли возможности, которые Melita открывал в плане точной настройки, необходимой для электрогитар. Ослабляя легкодоступные расположенные сверху винты, можно было перемещать седло назад или вперед для точной отстройки мензуры каждой струны. Рекламный буклет Gretsch в июне 1952 г. описывал бридж Melita как «впервые» обеспечивающий «точную отстройку и четкие верхние ноты», благодаря седлу с индивидуальной регулировкой для каждой струны, позволяющей добиться высокоточной настройки.
Линейка солидбоди в 1954 г. пополнилась еще двумя моделями – Round Up в стиле кантри и Silver Jet с характерным покрытием с блестками. Кантри-музыка переживала бум, артисты вроде Hank Williams в 1953 г. добирались до вершин поп-чартов, и Gretsch, оформляя свой Round Up в такой стилистике, адресовали его непосредственно растущей армии кантри-музыкантов.
БАРАБАННЫЙ SPARKLE TOP
Модель Round Up имела изображение головы быка на головке грифе и пикгарде. На прямоугольных маркерах ладов на грифе размещались другие вестерн-символы (в основном, бычьи головы и кактусы). К струнодержателю прикреплялась стилизованная пряжка ремня, с выгравированными ковбойскими повозками и лошадями. На верхней деке оранжевого, в духе вестерн, цвета была вырезана большая буква «G» (Gretsch), корпус оторочен тисненой металлом кожей с выгравированными кактусами и бычьими головами.
И чтобы все это держалось на плече обожаемого нового владельца, гитара комплектовалась кожаным ремнем, инкрустированным стеклянными бусинами и покрытым все теми же кактусами и бычьими головами. Gretsch оптимистично описывали Round Up как обладающий «мужской красотой».
Таким же нескромным был и Silver Jet, также запущенный в 1954 г., для верхней панели которого использовалось серебристое покрытие, явно позаимствованное из цеха ударных Gretsch. Фил Грант вспоминает, как это случилось: «Мы использовали материал обшивки ударных на некоторых гитарах, это была идея Джимми Уэбстера. Мы покупали у местной компании Monsanto одноцветный, жемчужный и серебристый листовой пластик для обшивки барабанов, и один раз Jimmie зашел на фабрику и увидел, из чего мы делаем ударные.
Он сказал – а почему бы нам не использовать его и для гитар? И мы так и сделали. Мы приклеивали пластик на корпус гитары, как на корпус барабанов. Реакция покупателей на это, может, и не была 100-процентной, но гитары выглядели здорово».
В тот год, оказавшийся весьма непростым для опытного цеха компании, Gretsch пересмотрели и линейку электроарктопов. От модели Electro II без выреза было решено отказаться, а три другие были переименованы: Electromatic Spanish без выреза назвали Corvette, Electromatic стал Streamliner, а Electro II с вырезом – Country Club.
Большинство производителей гитар признают, что испытывают трудности с выбором названия для новой модели, и Gretsch не были исключением. Но обычно процесс подбора названия для публики скрыт. Gretsch же в буклете в октябре 1953 г. раньше времени анонсировали переименованную модель Electro II как Country Song. В действительности, появление «правильно» названной Country Club в 1954 г. открыло 27- летний, самый долгий в истории Gretsch срок жизни модели.
CADILLAC GREEN ИЛИ JAGUAR TAN
Другим существенным новшеством в гретчевской линейке в 1954 г. стало обогащение цветовой гаммы покрытия, расширившее выбор между традиционными sunburst и natural. Мы уже отметили использование компанией барабанной пластиковой обшивки для Silver Jet и Duo Jet, но на подходе были и другие такие же яркие цвета.
В начале 50х маркетинговые подходы автопрома оказывали большое влияние на производителей гитар, и это было особенно заметно в «красочной» кампании Gretsch 1954 г., когда для модели Country Club предлагался вариант Cadillac Green, а для Streamliner – Jaguar Tan (т.е. темно-золотой). Краски поставлялись фирмой DuPont, которая была поставщиком большинства автомобильных производителей (а позднее и Fender). Gretsch снова использовали свой опыт производства ударных с различными цветами покрытия обшивки, применяя уже наработанные ноу-хау для укрепления позиций на рынке гитар.
Отдельные попытки окраски гитар уже предпринимались, например, модель ES-295 Gibson Les Paul 1952 года или не очень распространен- ные и пока еще непривычные цвета Fender, но Gretsch на несколько лет превратили колер в свой исключительный маркетинговый бонус.
В середине 50х был добавлен еще ряд симпатичных двуцветных вариантов окраски – желтый, медно-красный, цвета слоновой кости, на контрасте более темных задней и боковых поверхностей с более светлой верхней, и это была еще одна идея, позаимствованная из наработанного на протяжении не одного года опыта под- разделений Gretsch, занимавшихся производством ударных инструментов.
В расчете на телебум пятидесятых вице-президент Gretsch Emerson Strong говорил журналисту: «Эти цветовые гаммы будут еще эффектней по мере того, как распространятся цветные телевизоры и зрители привыкнут к ярким краскам, которые будут ежедневно видеть на экране».
К октябрю 1954 г. Gretsch могли похвастаться представительной линейкой из шести наименований моделей электрогитар. Это были три арктопа – Corvette за $137,50 (sunburst, $147,50 – natural), Streamliner за $225 (sunburst, Jaguar Tan за $235, natural – $245) и Country Club ($375 sunburst, $385 Cadillac Green, $395 natural); и три солидбоди–DuoJet за $230(за ту же цену продавались и четырехструнный баритон-укулеле и тенор-гитара), Silver Jet за $230 и Round Up за $300.
ЭЛ, МЭРИ, ХЭНК И ЧЕТ
Успех Gibson Les Paul – более 2000 проданных гитар в одном только 1953 году – открыл другим гитарным компаниям, включая Gretsch, смысл «подписной» модели, поддерживающейся известного исполнителя. Сегодня такая практика широко распространена, но в 50х годах это было новой, увлекательной и сулившей выгоды стратегией маркетинга музыкальных инструментов.
«Подписная» модель музыканта была шагом вперед по сравнению с обычной рекламой Gretsch, которая просто указывала на использование их гитар тем или иным артистом. Рекламное агентство Gretsch того времени, Mitchell Morrison из Нью-Йорка, разработало серию постеров «Gretsch Spotlight», в начале 50х размещавшихся в музыкальных журналах и торговых каталогах и представлявших в основном джазовых и студийных гитаристов, таких как Al Caiola (с Electro II), Mary Osborne (Country Club) и Hank Garland (Duo Jet).
Фил Грант выступал связующим звеном между Gretsch, Mitchell Morrison и музыкантами и хорошо запомнил этот процесс. «Немного больше известности хочется всем, и они решили, что их имена и фото в журналах будут способствовать развитию их карьер. Но если честно, у Al Caiola было немного последователей, и то же самое можно сказать о Mary Osborne, хотя в ней, конечно, было что-то романтическое. Постеры на самом деле не сыграли большой роли, это были просто имена и фото».
Gretsch нужен был собственный Лес Пол, или, другими словами, хорошо известный исполнитель, чьим именем можно было бы назвать инструмент для придания гитарам нового образа, способного вызвать интерес покупателя. Примерно в 1954 г. Джимми Уэбстер нашел такого человека – его звали Chet Atkins. Со временем это имя радикально изменило судьбу Gretsch.
В середине пятидесятых Эткинс уже заслужил себе репутацию талантливого кантри-гитариста из Нэшвилла. «Когда Gretsch вышли на меня, мои дела уже шли неплохо» – вспоминает Эткинс. «Я участвовал в шоу Опры Grand Ole, играл на радио и, кажется, уже появлялся на национальном телевидении, Jimmy Dean вел программу на CBS и регулярно приглашал меня туда. То есть я уже был достаточно известен по всей стране, когда начал работать с Gretsch».
Он вспоминает, что Джимми Уэбстер вышел на него в Нэшвилле, в то время он играл на акустике D’Angelico Excel, арктопе с вырезом, на которую он установил датчик Gibson. «Я видел Gretsch у музыкантов, кое-кто из моих приятелей играл на таких гитарах. А потом к нам приехал Джимми Уэбстер показывать эти инструменты и попросил меня попробовать их.
Они интересно выглядели, но мне не нравились. А Уэбстер, всё-таки, не отставал от меня, помню, как-то затащил меня в музыкальный магазин что-то попробовать – он очень хотел, чтобы я сыграл на их гитарах. В конце концов он заявил: почему бы тебе не прикинуть такой дизайн, чтобы тебе самому нравилось? И под это дело Джимми пригласил меня на их фабрику в Нью-Йорк».
Предложение заинтересовало Эткинс, и он навел кое-какие справки. «Лес Пол выступал эндорсером Gibson, и я позвонил ему – он работал вместе с моим братом Джимми в трио. Я спросил, сколько он берет за использование своего имени. Он сначала мялся, но потом назвал мне цифру, не знаю, точную или нет. Потом кто-то еще посоветовал мне – а почему бы тебе не взять с собой к ним и юриста? Но я не хотел, я боялся, что юрист все испортит, будет слишком много спрашивать и все такое. В том возрасте, каком я был тогда, деньги не грают большой роли».
Один из сотрудников Gretsch вспоминает, что такие же сомнения насчет сделки одолевали и руководство компании: «Когда Джимми Уэбстер первый раз заявил, что надо бы найти кого-то вроде Чета Эткинса для того, чтобы сделать эндорсером, г-н Гретч сказал: «А почему я должен платить какому-то мужику за его имя на наших гитарах?».
Но Уэбстер, судя по всему, смог убедить Фреда-младшего в потенциальных преимуществах, которые несла с собой такая сделка. Вскоре Фред указывал своим дилерам: «Работайте на интересе молодежи к марке Gretsch, чтобы они могли с гордостью говорить – у меня гитара, как у Чета Эткинса».
Получив предложение от Уэбстера, Эткинс вылетел из Нэшвилла в Нью-Йорк на переговоры с Gretsch. «Я пришел к ним в Бруклин на фабрику, встретился с г-ном Гретчем, а также с Emerson Strong, Джимми Уэбстером, Филом Грантом. Все было нормально, и я предложил свой вариант для оранжевого Gretsch Chet Atkins. Я думаю, что если бы Джимми Уэбстер был жив сегодня, он бы сказал вам, что самая важная вещь в жизни, которую он сделал, это подписал меня в Gretsch, потому что после этого они стали продавать ну просто чертовски много гитар».
АТКИНС В ШОКЕ ОТ КАНТРИ-УКРАШЕНИЙ
Приблизительно в 1954 году был выпущен прототип модели Chet Atkins Hollow Body. Это произошло еще до того, как гитара получила это имя. На лэйбле внутри корпуса название указывается как Streamliner Special. «Это была первая гитара, которую я получил, – объясняет Эткинс. – Они прислали мне ее, чтобы я высказал свое мнение. Но я хотел, чтобы на ней был Бигсби, и особенно мне не понравились эфы, позже мы их изменили. Там был еще весь этот мусор, быки и кактусы, что мне вообще не нравилось».
В Gretsch рассчитывали, что имя Эткинса даст возможность снова исользовать ту вестерн-стилистику, которую они разработали для модели Round Up. Как говорит Дюк Крамер: «Вместо того, чтобы продавать пару ковбойских сапог вместе с гитарой, мы украшали ее этой кантри-мишурой». Несмотря на свое недовольство таким вестерн-приданым, Эткинс уступил.
«Я так волновался, что мое имя будет на гитаре, что сказал, ну ладно, давайте. Я буквально трясся оттого, что появится гитара моего имени, как Les Paul у Gibson. В то время у меня были огромные амбиции, я хотел, чтобы меня повсюду в мире знали как великого гитариста, и это был шаг именно в том направлении».
На протяжении последующих лет кантри-украшения постепенно исчезали с оригинальных моделей Chet Atkins. Gretsch также согласились установить на серийную модель Бигсби-вибрато, как об этом просил Эткинс. Кроме того, наряду с Hollow Body, была выпущена и модель Chet Atkins Solid Body – на базе модели Round Up, в которой рычаг Бигсби заменил ковбойскую пряжку на струнодержателе. Несмотря на название, Solid Body имела обычный для Gretsch semi-solid корпус.
В соответствии с прежней традицией неопределенности в выборе названия, две новые модели были анонсированы в декабрьском 1954 г. выпуске The Music Trades под заголовком: «У Gretsch появятся две новые гитары Chet Atkins Country Style». «Чет Эткинс, ведущий артист Grand Ole и один из лучших гитаристов страны, играет и выступает эндорсером новой гитары Gretsch модели «Chet Atkins Country».
Гитары Chet Atkins Country Style Electromatic выпускаются как традиционными hollowbody, так и solidbody. На обеих моделях устанавливается датчик DeArmond, тонкий, удобный для игры гриф Miracle и встроенная система вибрато. Модели появятся в продаже после 17 января 1955 г., цена по каталогу составит $360 (не включая кейс)».
Эткинс имел мало отношения к модели Solid Body, так что один из сотрудников Gretsch называет ее выпуск «ошибкой»; через несколько лет ее выпуск был прекращен. Но Hollow Body стала эксклюзивным инструментом Эткинса в его все более популярном творчестве.
На практике, представления компании-производителя о коммерческой успешности той или иной модели гитар и требования исполнителя-эндорсера к инструменту очень часто расходятся. Лес Пол, например, постоянно изменял свои именные модели, которые присылал ему Gibson. Чет Эткинс, вспоминая о первых моделях Gretsch середины пятидесятых, отмечает, что он не был полностью доволен тем, что ему предлагали: «Я играл на этом оранжевом Gretsch Hollow Body, но поначалу мне сильно не нравился звук датчиков», – говорит он о продукции DeArmond. «Магниты так сильно притягивали струны, что сустэйн совсем терялся, особенно в басах». Ему пришлось ждать до 1958 г., прежде чем компания решила поменять звукосниматели.
Тем временем в Gretsch были очень довольны результатом, который приносила сделка по эндорсменту. Каталог 1955 г. возвещал: «Каждое выступление Чета Эткинса на ТВ или живьем, каждый его новый альбом на RCA Victor завоевывает новых почитателей, увеличивая многочисленную армию фанов Чета Эткинса». Говорит Фил Грант, в то время вице-президент Gretsch:
«Я думаю, что число фанов Чета Эткинса в кантри-музыке было даже большим, чем у Леса Пола. Значение Чета невозможно переоценить – он был нашей самой большой удачей за всю историю». O первой модели Hollow Body и последующих гитарах Chet Atkins он с исчерпывающей краткостью и точностью замечает: «Модели Chet Atkins заставили говорить о Gretsch».
Продолжение следует...
По материалам Guitars Magazine