Найти тему
Александр Калдыба

Структура аргументации.

Аргументация — это процесс доказательственного рассуждения, приведения аргументов и доводов, направленный на убеждение собеседника и обоснования истинности какого-либо суждения. Цель аргументации — принятие реципиентом или аудиторией выдвигаемых положений.

В процессе аргументации участвует два основных лица: тот, кто доказывает, и тот, кто слушает. Первый — аргументатор, второй — реципиент. Последний в любой момент может стать аргументатором, если начнет приводить контраргументы.

В теории аргументации те выдвигаемые положения, которые доказывают, называются тезисом. Целью аргументации является внушение тезиса и доказывание его обоснованности, справедливости, истинности.

Любое доказательство строится посредством аргументов. Под ним понимается суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, с помощью которых и доказывает тезис. Контраргумент — доводы или суждения, направленные на опровержение того или иного аргумента.

Но тезис и аргумент — не единственные элементы аргументации. К ним так же относится демонстрация. Она позволяет определить, каким образом доказывается , насколько все было логично и связано. Демонстрация — последовательная логика рассуждений, ведущая от аргументов к тезису. Это логическая форма построения аргументации, т.е. важнейшая часть доказательства с точки зрения его убедительности.

Структура аргументации.
Структура аргументации.

Так же можно встретить формулировку «структура доказательства». Доказательство и аргументы — понятия схожие, однако первое представляет собой более строгую и жесткую процедуру, которая подчиняется законам логики. Аргументация — более индивидуализированная, диалогична и ориентирована на реципиента.

Выбор средств и приемов аргументации зависит от: ситуации, реципиента, его коммуникативного поля опыта, контекста, субъективных и объективных барьеров коммуникации.

ТЕЗИС

  1. Должен быть четким и понятным. Тезис не терпит многозначительности. Формулируя тезис, нужно задаться вопросами: вся ли терминология раскрыта, все ли слова понятны, насколько точно он выражен и насколько правильно его понимают. Важное правило аргументации: тот, кто доказывает слишком много, тот не доказывает ничего и наоборот. Дискуссия переходит в спор или конфликт, когда собеседники говорят об абсолютно разных вещах, но думают, что говорят об одном. Важно приводить четко сформулированный, ясный тезис в начале своего выступления.
  2. Тезис должен быть одним и тем же на протяжении всего доказательства. При нарушении этого правила возникает ошибка известная как «подмена тезиса» или «потеря тезиса», если такое совершается бессознательно. Это самый распространенный вид ошибки. О других ошибках мы поговорим ниже.
  3. Тезис должен нуждаться в доказательстве. Смысла доказывать аксиомы нет. Есть ряд положений, которые мы воспринимаем на веру, и аргументация в таких случаях тоже бессмысленная.

АРГУМЕНТЫ

  1. Аргументы должны быть истинными суждениями (требование истинности) Несоблюдение этого правила ведет к ошибке «умышленное заблуждение», когда используются заведомо ложные факты, выдавая их за истинные.
  2. Истинность аргументов должны быть доказана (требование доказательности) По законам логики недоказанный аргумент для обоснования тезиса не принимается. Если для реципиента аргумент остался непонятным его сознание его просто не воспринимает. Недоказанный аргумент свою задачу не выполняет.
  3. Аргументы не должны противоречит друг другу (требование непротиворечивости). Противоречие аргументов — самая распространенная ошибка.
  4. Истинность аргументов должна доказываться независимо от тезиса, т.е. автономно (требование автономности). Если использовать в качестве аргумента тезис возникает ошибка «порочный круг» или «круг в доказательстве»
  5. Аргументы должны быть достаточными для доказывания тезиса (требование достаточности). Совокупность аргументов должная быть достаточной для вывода тезиса. Одного тезиса мало, поскольку его доказательная сила невелика. Но большое количество аргументов тоже плохо. Сила аргумента не в числе, а в весомости.

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Тезис должен быть логически вытекать из аргументов и быть тесно связан с ним. Задача аргументатора — показать, что между тезисом и приведенными аргументами существует четко построенная связь.

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Подмена тезиса — в процессе доказывания одного тезиса аргументатора переходит к доказательству другого, сходного с первым.
  2. Потеря тезиса — ошибка аналогичная подмене, но совершаемая неосознанно. в ходе выстраивания сложной линии аргументов и сложноподчиненных логических связей. Это ошибка обусловлена демагогией и отвлечением от основной темы. Отдельно стоит отметить сужение и расширение тезиса.
  3. Умышленно заблуждение — использование в доказательной речи неистинных, заведомо ложных аргументов и фактов, выдаваемых за истинные.
  4. Предвосхищение аргументов — логическая ошибка, заключающаяся в том, что в процессе доказывания тезиса аргументатора использует аргументы, противоречащие друг другу.
  5. Предвосхищение оснований — приведение в качестве аргумента положений, которые хотя и не являются заведомо ложными, однако нуждаются в доказательстве.
  6. Круг в доказательстве — ошибка, когда в качестве аргумента доказательства используется положение, доказанное с помощью самого тезиса.
  7. Недостаточность аргумента — приведение слишком малого числа аргументов или недостаточно глубоких аргументов для доказывания исходного тезиса.
  8. Чрезмерное доказательство — приведение слишком большого числа аргументов, многие из которых являются лишними и малоубедительными.
  9. Мнимое следование — ошибка аргументации, состоящая в отсутствии логических связей между тезисом и аргументацией.
  10. От сказанного с условием к сказанному безусловно — использование аргументов, истинных в частных случаях, в определенных условиях и контекстах, в качестве универсальных и верных во всех случаях для доказывания более широкого тезиса.