Вчера в очередной раз отгремел Международный Женский День, а потому я решил, что сегодня – самое время вспомнить тех милых дам, без которых современную фантастику и фэнтези представить просто невозможно. Да, Роулинг есть. Нет, Майер нет.
Сразу оговорюсь, что это ни разу не топ с распределением мест, выяснением, кто оказал большее внимание и прочим. И да, сегодня говорим исключительно о зарубежных писательницах.
Начнем с
Кэтрин Мур
Соавтор Генри Каттнера была популярной и до знакомства с ним. Понятно, что в тандеме с супругом она больше отвечала за красивости и языковую составляющую, а не за идеи, однако недооценивать ее вклад в успех рассказов мужа – максимально глупо.
Кроме того, ее сольные циклы о Нордвесте Смите и Джирел из Джойри интересны именно как классика фантастической литературы. первый – как бластерный вестерн, второй – как женская ипостась Конана. И то, и другое местами занудно и однотипно, но всегда – очень красиво. Ну и для начала 30-х годов прошлого века – очень даже круто.
Кэтрин Куртц
Человек и пароход. Была океанографом, преподавателем в Полицейской Академии города Лос-Анджелеса, исследовала рак… А в 1970-м году написала дебютный роман. О семье магов-стихоплетов. Причем, волшебство в этом мире рождалось исключительно под рифму. Да, я о «Хрониках Дерини». Цикл получился настолько обширным, что за небольшим исключением, составляет вообще всю библиографию писательницы. Не скажу, что меня приключения магов Дерини захватили, но это прям маст рид, поскольку на фэнтези литературу влияние оказало мощное.
Энн Маккефри
Писательница, получившая кучу самых разных премий, включая Небьюлу и Британскую премию фэнтези. Человек, писавший свой «Пернский цикл» в течение более чем тридцати лет. В первую очередь, за счет историй Перна и введена в Зал славы фантастики и фэнтези в 2006-м году. Тем не менее, ее цикл о киборге «Корабль, который пел» и о живой планете Сурс тоже более чем достойны внимания. Думаю, если бы не монументальный Перн, перетянувший всё одеяло на себя, эти два цикла тоже выделили бы писательницу среди прочих.
Робин Хобб
Переходим к эпическому фэнтези. Робин Хобб написала прекрасный цикл «Мир Элдерлингов», который в свою очередь подразделяется на «Сагу о Видящих», «Сагу о живых кораблях», «Сагу о Шуте и Убийце», «Хронику Дождевых чащоб» и «Сагу о Фитце и Шуте». Пишется всё это великолепие с середины 90-х и по наши дни.
Несмотря на то, что пишет Хобб, которую на самом деле зовут Маргарет Линдхольм, действительно круто, и каждая ее книга – событие в мире фэнтези, ни одной серьезной премии писательница не получила, за исключением Всемирной премии фэнтези за заслуги перед жанром. Номинаций – куча, а вот самих премий нет… Может, всё еще изменится?
Урсула Ле Гуин
Даже не знаю, что для мировой фантастики и фэнтези более значимо – Хайнский цикл или Земноморье.
Хайнский цикл – единственная попытка в американской фантастике того периода показать развитие цивилизации или даже сверхцивилизации, которая построена на гуманизме. Полагаю, именно поэтому фантастические романы Ле Гуин так часто противопоставляют аналогичным циклам о будущем от Пола Андерсона и Роберта Хайнлайна.
Земноморье – фэнтезийная сага. Классика как она есть. Сделано все безумно красиво. Драконы, великие маги, настоящие имена, самые разные народы и очень много островов…
Андрэ Нортон
Алиса Мария Нортон творила тогда, когда было проще взять мужской псевдоним. Наиболее известна по двум циклам. Фантастическому и фэнтезийному. «Королева солнца» и «Колдовской мир». И тот, и другой просто потрясающие. Настоящая классика, как она есть. Нортон – это что-то между Толкином и Азимовым. Понимаете масштаб и красоту?
Джоан Роулинг
Думаю, меня бы не простили, если бы я не включил в список Джоан Роулинг. Переоценить влияние приключений мальчика, который выжил на фэнтези в самой новой ее ипостаси, сложно. Уши Гарри Поттера торчат из множества современных произведений жанра. Это я не о подражателях, естественно.
Кроме семи книг о Гарри, Роулинг не написала ничего выдающегося, но это и понятно. Выйти из тени своих знаковых произведений она уже просто не сможет. Джоан Роулинг – синоним литературной сенсации. Вы вспомните еще кого-нибудь, чьи первые три романа заняли первые три строчки бестселлеров? А между тем, в 1999-м именно так и произошло.
И хотя сейчас с именем Роулинг связано больше скандалов, нежели побед на литературном поприще, приключения Гарри уже стали настоящей вехой в развитии литературы в целом, а не только в жанре фэнтези.
Ну а в комментариях вы вполне можете указать, кого я забыл. В том, что забыл, я не сомневаюсь ни разу. Поэтому – вперед!
Понравилась статья? Тогда отправляй свой весенний ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал. У меня тут море интересного, а в планах – еще больше. Всех обнял-приподнял.