Найти в Дзене

Шиизм vs Суннизм

Сунниты и Шииты противостоят друг другу с ранних веков ислама, довольно часто в новостных сводках мы слышим упоминания двух этих групп мусульман, порой возникает впечатление что они только и делают что воюют друг с другом. Так в чём же причина их противостояния, и отличаются ли они друг от друга радикально. В своей основе разделение политическое - после смерти пророка Мухаммеда встал вопрос о его преемнике - были сторонники выбора халифа (заместителя пророка, который соединял бы в себе духовную и политическую власть), им были противопоставлены сторонники прав на власть Али и его потомков от его жены Фатимы, дочери Мухаммеда. По сути сторонники Али предлагали сделать власть потомков пророка наследственной. Две ветви ислама существовали мирно до первой фитны (гражданской войны), началом её стало убийство Усмана Ибн Аффана - 3-его халифа, при нем нарастало социальное неравенство, знать стала получать довольно большую часть военной добычи. Простые мусульмане были этим недовольны, и желали

Сунниты и Шииты противостоят друг другу с ранних веков ислама, довольно часто в новостных сводках мы слышим упоминания двух этих групп мусульман, порой возникает впечатление что они только и делают что воюют друг с другом. Так в чём же причина их противостояния, и отличаются ли они друг от друга радикально.

В своей основе разделение политическое - после смерти пророка Мухаммеда встал вопрос о его преемнике - были сторонники выбора халифа (заместителя пророка, который соединял бы в себе духовную и политическую власть), им были противопоставлены сторонники прав на власть Али и его потомков от его жены Фатимы, дочери Мухаммеда. По сути сторонники Али предлагали сделать власть потомков пророка наследственной.

Две ветви ислама существовали мирно до первой фитны (гражданской войны), началом её стало убийство Усмана Ибн Аффана - 3-его халифа, при нем нарастало социальное неравенство, знать стала получать довольно большую часть военной добычи. Простые мусульмане были этим недовольны, и желали более справедливого правления, к тому же Усман был из рода Омейядов - рода который изначально противостоял Мухаммеду, однако впоследствие стал на его сторону. Простые мусульмане видели в Али своего защитника, который должен был покарать знать.

Война велась на территории халифата с 656 до 661 года, её апогеем стала Сиффинская битва 657 года. Однако Али пожелал решить дело миром, из-за чего от него откололось множество сторонников, которые составили третье течение в исламе - Хариджизм, они были недовольны решением Али, считали что война со сторонниками Омейядов и их предводителя - Муавии. В 661 году Али был убит хариджитом. Его преемник - сын Хасан, заключил договор с Муавией, согласно которому после смерти Муавии халифом станет Хасан, однако Хасан умер раньше и Муавия посчитал что более он не имеет обязательств, и поэтому сделал наследником своего сына Язида.

После смерти Муавии на территории халифата вспыхнула вторая фитна, Омейядами были недовольны многие, как хариджиты, так и шииты. Движение шиитов возглавил следующий сын Али Хусейн. Однако он потерпел поражение и мученически погиб в битве под Кербелой, в 680 году. С этого момента шиизм стал приобретать черты мученичества и более отходить от суннизма.

Однако как я уже упомянул разделение более политическое, шииты также чтут Коран, но в отличие от суннитов имеют несколько другую его трактовку, чтут шиитских мучеников и имеют другие различия с суннитами, однако они далеко не радикальные. Существуют разные течения шиизма, основное направление - шииты-двенадцатеричники ( по числу имамов, потомков Али), также есть другие течения - кайсаниты, исмаилиты, нусайриты и другие. Различные шиитские секты и течения могут довольно сильно расходиться друг с другом и основными течениями - например нусайриты, более известные как алавиты, часто многими воспринимаются не как мусульмане, а как особое синкретическое учение, представляющее собой смесь ислама, христианства и других верований.