«"Опишите положительные и отрицательные стороны своих одноклассников" — такое домашние задание получил сын на "Самопознании". Потом учитель устроил публичную порку: зачитывал ответы вслух, дополняя их собственными комментариями.
После ученики, естественно, поссорились. Вот тебе и уроки гармонии и любви к миру», — пожаловалась Салима.
Дисциплина «Самопознание» пришла в школьные программы по инициативе жены экс-президента республики Сары Назарбаевой. В 2001 году первая леди страны начала эксперимент по воспитанию духовной нравственности казахской молодежи, предложив авторский курс.
Сначала занятия проходили в двух детских садах, трех школах и пяти вузах. Девять лет спустя они стали обязательными во всех воспитательных и учебных учреждениях республики: от детсадов до университетов. Причем в школьной программе претендовали на роль фундаментального предмета, с первого по одиннадцатый класс занятия шли раз в неделю.
Хотя на занятия были обязаны ходить все, предмет особой любовью ни у учащихся, ни у родителей не пользовался. Иронично его называли «Саропознание», считая, мягко говоря, бесполезным.
Чиновники недовольство родителей игнорировали. С чрезмерно активными гражданами проводили профилактические беседы, тонко намекая, что детям в этой школе учиться и не стоит портить их будущее.
Ситуация изменилась только в феврале 2022-го. Правительство заявило, что рассматривает возможность включения «Самопознания» в разряд факультативных дисциплин. Если будет принято положительное решение, то предмет станет факультативным и изучать его будут только в течение одного года.
Официально бюрократы от образования объявили, что изменения связаны с модернизацией школьных программ. Но за кулисами поговаривают, что уроки Сары Назарбаевой стали еще одной жертвой политической борьбы с идеологическим наследием бывшего президента Казахстана.
Лично меня волна критики в соцсетях и резкие требования родителей отменить «Самопознание» откровенно удивила. Казалось бы, нет ничего плохого в дисциплине, направленной на осознание нравственных ценностей и развитие духовного мира ребенка.
Невольно подумала, что дело действительно в политических играх. Однако, пообщавшись со знакомыми, поняла, что между заявленными целями и реальным содержанием школьной дисциплины лежит огромная пропасть.
Недовольство учеников и родителей можно резюмировать в трех пунктах:
- неквалифицированные педагогические кадры;
- невразумительные темы, повторяющиеся на протяжении одиннадцати лет обучения;
- непонятные и даже вредные практики.
Честь культивировать духовную нравственность и развить этику социально ответственного гражданина и патриота выпала классным руководителям и школьным психологам. Учителя, ориентируясь на методичку и пособия, преподавали как получится.
А получалось так, что возникают сомнения в наличии этики у самих преподавателей, ну или у авторов курса. Иначе сложно объяснить задания, где школьникам предлагают находить недостатки одноклассников, знакомых, членов семьи и выносить их на публичное обсуждение.
На этом фоне вариант «Самопознания» в виде отдыха на ковриках под музыку для медитаций, как это делала часть учителей, выглядит отличным вариантом.
Содержание предмета — мешанина из оздоровительно-духовных практик Порфирия Иванова, идей неоиндуистского религиозного гуру Сатьи Сая Бабой, медитаций, элементов этики, подростковой психологии, цитат Коэльо и причудливых заданий типа «нарисуйте мир глазами кузнечика».
Добавить к этому требование обливаться перед занятиями холодной водой вне зависимости от времени года, и недовольство родителей становится понятным. Так же как и народная радость от обещания сделать «Саропознание» факультативным.
Вспомнила свою школу и уроки обществознания. Скука смертная, хотя темы нужные. Но если у учителя самого душа к предмету не лежит, то вызвать интерес у школьников не получится. А у вас были подобные дисциплины? Какие впечатления остались?