Темноглазую красавицу Ирину Соловьеву вольский парень Николай Заверткин высмотрел в ее родном городе Рязани, тем самым «обидев» рязанских парней.
— Увез лучшую! — не сомневается Николай.
Сейчас, спустя почти три десятка лет совместной жизни, он в этом уверен так же, как тогда, в далеком 1994-м.
Он и несколько молодых вольчан приехали тогда в Рязань учиться в школе прапорщиков. А она училась на бухгалтера и жила как раз неподалеку. Знакомство сложилось благодаря счастливому стечению обстоятельств: хозяйка квартиры, где остановились вольчане, была знакома с мамой Иры, и однажды в разговоре обронила, что, дескать, приехал парень, не прочь познакомиться с рязанской девушкой. Слово за слово, и молодые люди встретились. Поговорили. Так потихоньку и выяснилось, что вместе — не скучно, а порознь — чего-то, вернее, кого-то рядом не хватает. Николай тогда Ире сразу сказал, что в Рязани ему больше всего понравилась… она!
Период ухаживания Заверткины вспоминают, в основном, по забавным ситуациям. Например, как Коля попросил Иру помочь реферат подготовить. Она со всей серьезностью и основательностью будущего бухгалтера взялась за дело и подготовила (это на военную-то тему!), а когда Николай за работу четверку получил, то вдвоем даже немного расстроились: жаль, не пятерку. А она вспоминает, как приходила к КП училища, где Николай учился, просила вызвать молодого человека. Однажды ей сказали, что Николай выйти не может, заболел.
— Ну, думаю, вот и кончились ухаживания, несерьезно все оказалось, — вспоминает Ирина свое волнение тогда. Мобильных-то не было, не переговорить!
К счастью, все оказалось очень серьезно, и Николай повез Ирину в родной Вольск. Дело было весной, город ей очень понравился. Рязань севернее, климат пожестче. А в Вольск приехали — здесь зелень, сирень вовсю цветет, яркий май на дворе. Ирину очень хорошо встретили и Колины родители, и друзья. Вопреки анекдотам, хорошо отнеслась к выбору дочери и мама Иры, так что у зятя с тещей отношения сразу заладились.
После свадьбы жизнь потекла обычным чередом, как и у всех: бытовые хлопоты, работа, множество каждодневных вопросов и проблем, которые надо решать сообща. Это у Заверткиных получилось: семья сложилась гармоничная, оправдывающая постулат о том, что успех любящей пары не в том, чтобы смотреть друг на друга, а смотреть в одну сторону.
По темпераментам Ирина и Николай друг друга уравновешивают: он более эмоциональный, быстрый, она — полностью оправдывает свое имя, которое означает «Мир, покой, равновесие».
— Не умею ссориться, — признается Ирина. — Даже когда при мне кто-то ругается, мне хочется куда-то уйти, убежать. Есть люди, которые при ссорах энергией заряжаются, но это не про меня. Меня как-то даже соседи спрашивали, ссоримся ли мы с мужем, а то, дескать, нас не слышно!
То, что семью соседям не слышно, конечно, не означает, что жизнь Ирины и Николая сплошной сироп. Всякое бывало. Главное, выходили из критических ситуаций спокойно. А вернее, даже в такие моменты старались беречь друг друга. Ирина хоть и «мирная» по имени, женской мудростью, здравомыслием наделена сполна. Прежде всего силу слова — и хорошего, и плохо — знает. Да и нет поводов сильно ругаться — ну вот так звезды для них сошлись!
В этом плане повезло их сыну Косте — не было в семье давления по поводу выбора образования сына, Заверткины-старшие предоставили Косте возможность выбрать самому. Николай, несмотря на то, что сам связал жизнь с Вооруженными силами, на армии не настаивал. Костя закончил Рязанский радиотехнический университет с красным дипломом, учился на военной кафедре, сейчас работает в Рязани. Лейтенант по званию, он уже поднялся выше своих родителей – старших прапорщиков. Николай в настоящее время числится в запасе, а Ирина — ветеран уголовно-исполнительной системы с 17-летним стажем, работает в СИЗО.
— Всегда мечтала работать в правоохранительных органах, хотела носить форму, погоны. В Вольске же первое время работала в детской больнице секретарем главврача. Но когда появилась возможность устроиться на службу, не раздумывала. Помню, как при оформлении долго проверяли — меня, родственников, чтобы биографии были чистые. Но, к счастью, все проверки были пройдены. Я работаю с документами, а ведь за бумагами-то люди! Перед глазами такие судьбы проходят, что и поражаешься, ужасаешься, и сочувствуешь, — рассказывает она о своей работе, не стесняясь признаться, что выбранное дело по душе и с годами не наскучило. Она и книги-то любит, в основном, те, где упор делается на жизнеописания, человеческие характеры.
Помимо работы есть у Ирины еще два увлечения. Вернее, увлечения семейные — театр и путешествия. Они с мужем — обязательные зрители премьер нашего драмтеатра, с удовольствием ходят на спектакли и концерты приезжих артистов, не упускают возможности посетить театры, музеи в путешествиях. В 2005 году Николай ездил в Москву в командировку — от ВВИМО участвовал в параде, посвященном 60-летию Победы. По Красной площади проехал на реплике фронтовой «Полуторки», видел Президентов России и США Путина и Буша. Приехал домой, рассказал жене и сыну, как понравилась Москва, и хорошо бы им тоже там побывать. Так командировка главы семьи вылилась в семейную традицию. Заверткины объехали почти всю центральную Россию, накатали собственное «Золотое кольцо»: Великий Новгород, Кострома, Санкт-Петербург, Владимир, Суздаль, Казань, Иваново, Нижний Новгород, Волгоград, Ульяновск, Саранск, Тамбов, Арзамас, и это не весь список! Само собой, всегда теплый прием обеспечен в Рязани, где с радостью ждут сын и Ирина мама.
— Решения принимаются быстро, — говорят Ирина и Николай. — Выбрали город, посмотрели в интернете, сели в машину и поехали! Мы — урбанисты по жизни, нам интереснее отпуск на колесах и новый город, чем, например, пляж или турбаза на природе.
Цель каждого путешествия — не только картинка перед глазами и фото (их, кстати, в семейном альбоме и соцсетях немало!). Обязательно знакомство с местными достопримечательностями, историей города. Иногда с курьезами. Например, когда звучит «Воронеж», большинство людей задают банальный вопрос про улицу Лизюкова, всем вспоминается мультфильм про котенка. А между тем реальная улица названа в честь реального человека — генерал-майора Александра Лизюкова, Героя Советского Союза, 1942 году командовавшего танковой армией во время Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. В Туле же семья не смогла пройти мимо музея оружия, числящегося в списке старейших музеев России. Одно из самых любимых семейных фото Заверткиных сделано именно там. Ирина с удовольствием вспоминает ощущение покоя, которое почувствовала в музее-усадьбе Толстого «Ясная Поляна», и самые свежие впечатления от поездки в Крым.
Пока Костя рос, он, конечно, ездил с родителями. Сейчас у него своя жизнь. Сами же они с присущей долей авантюризма не собираются отказываться от того, что наполняет жизнь красками: столько еще городов, так манит дорога! Главное, вдвоем им не бывает скучно. Он за рулем, обычно более эмоционален, разговорчив. Ему важно, чтобы она сидела рядом, наливала кофе, говорила, где остановиться, чтобы сделать очередное фото, без нее — пусто и холодно. Ей важно сидеть рядом, видеть гладь асфальта, ложащегося под колеса, и чувствовать, что попутчик, выбранный однажды и на всю жизнь, — надежный и любящий.
— В Крым хотелось бы еще раз попасть, поближе познакомиться с древними городами. Оставил след в душе Севастополь — интересный город, с историей, особой атмосферой, — планируют Заверткины очередное путешествие.
А раз зовет дорога, то значит, снова побежит их красная машина, отмеряя километры, и главное в этой дороге будет то, что они — рядом, вместе…
О. ТРИФОНОВА