Найти тему
В городе Жить

Один из 20 авто, выпущенных для ГУМа. Красноярец создал музей из уникальных ретроавтомобилей

Обычный бетонный забор на улице Парашютной не привлекает к себе никакого внимания, хотя хранит секрет. Во дворе за ним находится музей с отреставрированными ретро-автомобилями эпохи СССР. Некоторые из этих уникальных машин можно встретить только на старинных снимках и… в экспозиции красноярской коллекции. Больше их нет нигде!

Фото из архива музея ретроавтомобилей
Фото из архива музея ретроавтомобилей
— Инициатива создать подобный музей была лично моей, — рассказывает Александр Кнапнугель, директор АНО “Культурно-исторический музей ретро-транспорта и дорожной техники Красноярского края”. — Началась эта эпопея совершенно случайно в 2013 году, когда я нашёл ГАЗ-707 и восстановил его, чтобы кататься по деревне. Когда это увидел Сергей Ерёмин, бывший тогда министром транспорта, он спросил: “А может, создать в городе музей ретро-автомобилей?”. Прошло пять лет, и сейчас в музее примерно 25 готовых машин. Ещё около 20 ждут своей очереди. Мы восстанавливаем только те авто, которые не продавались в личную собственность и использовались для государственных нужд.

После первого автомобиля Александр Эдуардович начал искать по всей стране ценные экземпляры. Первым показывает КАЗ-4540 “Колхида”, таких в Красноярске не было. Сотрудники музея “Авто-ретро” нашли в разных местах остатки трёх машин и собрали из них одну. С этой моделью связаны интересные факты: в послевоенное время не хватало грузовиков, и в грузинском Кутаиси был построен новый автозавод. Однако собственное конструкторское бюро что-то намудрило, и молва о “Колхидах” быстро разошлась по всей стране. Водители жаловались на слабый мотор, большое потребление топлива и плохую сборку — редкий грузовик переживал первую пятилетку. Вскоре на них стали работать либо новички, либо провинившиеся работники. А народ стал сочинять поговорки: “Зверя нет страшнее рыси и машин из Кутаиси”.

— Экспонаты ищем везде, один автобус обнаружили в тайге, полностью заросшим, пришлось два дня вырубать лес вокруг него, — продолжает Александр Кнапнугель. — А от милицейского ГАЗ-69 удалось найти только родную крышу, остальные детали взяли от другого экземпляра. Восстановили, даже мигалка на нём работает. Наш принцип — реставрировать по чертежам завода изготовителя и использовать только оригинальные детали.

Буквально на днях энтузиасты закончили реставрацию трёх редких автомобилей, их всего по три-четыре в стране. История одного из них такова: в 1940-е годы была нехватка грузовых машин малой грузоподъёмности. На заводе МЗМА разработали конструкцию фургона с деревянным каркасом на базе “Москвича-400”. Дерево использовали потому, что листового металла для кузовов не хватало.

“Нам достался один автомобиль из тех 20, которые когда-то выпустили специально для ГУМа, — отмечает Александр Эдуардович. — И ещё два этой же серии из тех, что были собраны для военных нужд: на этих машинах стояло оборудование для пуска двигателей истребителей”.
Дерево использовали потому, что листового металла для кузовов не хватало. Фото Александра Черных
Дерево использовали потому, что листового металла для кузовов не хватало. Фото Александра Черных

Отреставрирован в музее и автомобиль-мотоколяска, который стал известен после фильма Леонида Гайдая “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Помните, такой машиной управлял персонаж Бывалый, сыгранный Евгением Моргуновым? После кино, где автомобиль ездил с дипломатическими номерами английского посла, в народе его прозвали “моргуновкой”.

Не менее интересны и те машины, что пока ждут своего часа. Есть тут один из первых советских автомобилей, пока в удручающем состоянии. Выпущен в 1938 году, известен как “чёрный воронок”, на котором ездили работники НКВД. Машину привезли из Иркутска и скоро начнут реставрировать.

— Один из экземпляров, который пока ждёт ремонта, мне особенно дорог, — говорит директор музея. — За автобусом ПАЗ-561 я гонялся четыре года, а увидел случайно, когда возвращался с бывшим одноклассником из Енисейска. И не поверил своей удаче, когда заметил кузов, стоящий у кого-то в огороде. А дорог он мне тем, что в 1978 году я возил на таком людей на ТЭЦ-2. И с ним у меня связано много светлых воспоминаний о молодости. К сентябрю планирую его отреставрировать.

Все серьёзные любители и коллекционеры ретро-автомобилей в России друг друга знают и обмениваются информацией. Но порой азарт и охота за редкими моделями превращаются в настоящее столкновение. Так получилось с необычным автобусом, имеющим полностью деревянный салон. Он был выпущен для военных и геологических нужд в 1959 году в количестве всего… восьми штук. Единственный уцелевший каркас сохранился только в Челябинске.

Один из автомобилей ГУМа
Один из автомобилей ГУМа
— Я, не видя его вживую, только по Интернету, позвонил владельцу, перевёл деньги и договорился о доставке, — вспоминает Александр Эдуардович. — А через два дня мне позвонили знакомые коллекционеры из Владивостока с вопросом: почему я у москвичей машину украл? Оказывается, они уже приезжали и смотрели автобус, уехали за деньгами. Когда вернулись, обнаружили, что машину отправили в Красноярск. Через день я пришёл на работу, а меня ожидают молодые люди на джипе с московскими номерами. Предлагали двойную, тройную цену, но я не согласился. Они до сих пор звонят и пробуют уговорить, но это единственный уцелевший экземпляр того времени. И пусть легенда будет в Красноярске.

Ещё один ценный экземпляр — модель ЗИЛ-158, который выпускался на Ликинском автобусном заводе (ЛИАЗ). Он был основным городским автобусом в 60-х — начале 70-х годов прошлого века. До 1990-х годов ездили такие и по Красноярску. А потом стали исчезать. Александр Кнапнугель нашёл его в Шушенском, там на птицефабрике доживал свой век последний в крае ЗИЛ-158В. Выкупленная у владельца машина пока стоит без ремонта, так как алюминиевый корпус требует больших затрат.

— Это история нашего государства, нашего края, — объясняет свой интерес к старым авто Александр Кнапнугель. — На выставках ими интересуется столько людей, что самих авто на фото не видно. Поэтому очень хотелось бы вывести их из боксов и сделать доступными всем горожанам. У нас есть проект музейно-спортивного комплекса на острове Молокова, но без поддержки властей такой масштаб не осилить. Мы видим это как технопарк, в музейной части которого представлена история речного, воздушного, автомобильного транспорта. А в технико-спортивном центре молодёжь сможет заниматься всеми видами технического спорта: картинг, багги, мотоспорт, автомодельный спорт, водномоторный спорт. Участники этих секций будут защищать часть края на Всероссийских соревнованиях. Также мы хотим объединить мастеров со всего региона в клубе ретро-техники, студии технического творчества, реставрационной мастерской. У нас даже специально продуманы мероприятия для молодёжи с ограниченными возможностями для успешной их адаптации в современном обществе.

Текст Нина ФАТЕЕВА