Найти тему

Ограничение допуска промышленных товаров с 01.01.2022 (Закон № 44-ФЗ)

Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

С 1 января 2022 года Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, определяющее ограничение на допуск в отношении отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, претерпело изменения. С указанной даты названное постановление приведено в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ с учетом поправок, внесенных в него «Вторым оптимизационным пакетом». Однако, чуть ранее в рассматриваемое постановление были внесены более значимые изменения Постановлением Правительства РФ от 04.12.2021 № 2201. С датой вступления в силу данных поправок есть неопределенность, но мы будем полагать, что они вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Именно о них пойдет речь в данной статье.

С 30 декабря 2021 года для целей применения постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 под «отечественными» промышленными товарами теперь понимаются не только товары, сведения о которых включены в реестр российской промышленной продукции, но и товары, сведения о которых содержаться в евразийском реестре промышленных товаров. Для подтверждения нахождения предлагаемой к поставке продукции в указанных реестрах участник в составе заявки обязан предоставить следующие сведения:

1) номер реестровой записи из реестра

2) информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) (для продукции, в отношении которой такие баллы установлены).

Помимо прочего, с 30 декабря 2021 года под «отечественными» товарами также понимаются товары, информация о которых отсутствует в названных реестрах, но по которым страна происхождения подтверждена сертификатом по форме СТ-1. Копия сертификата СТ-1 в состав заявки участником не включается. В заявке должен быть указан лишь его регистрационный номер. Иными словами, с 30 декабря 2021 года сертификат СТ-1 может быть предоставлен участником как в отношении российской продукции, так и в отношении евразийской продукции, но только при условии отсутствия такой продукции в соответствующих реестрах.

Информация о номерах реестровых записей и регистрационных номерах СТ-1 должна быть включена заказчиком в текст заключаемого контракта, а сам участник, с которым такой контракт будет заключен, будет обязан передать заказчику при поставке документы, на основании которых соответствующая продукция была включена в тот либо иной реестр, или сертификат СТ-1, если в заявке содержалась информация о его регистрационном номере.

Согласно Приказу Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 основанием для внесения в реестр российской промышленной продукции соответствующих сведений является заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719. Такое заключение выдается сроком на 1 год, а в отдельных случаях сроком на 2 года. Истечение срока действия заключения является основанием для исключения записи о продукции из реестра. Таким образом, при предложении участником к поставке продукции именно из реестра российской промышленной продукции им при исполнении контракта должна быть передана заказчику вместе с товаром копия соответствующего заключения (не СТ-1, не акт экспертизы и не что-то другое). Если на день поставки срок действия заключения истечет и, соответственно, предложенная к поставке продукция будет исключена из реестра, то, по мнению автора настоящей статьи, участником должно быть предоставлено заказчику заключение с истекшим сроком действия, т.к., во-первых, стороны не вправе вносить изменения в заключенный контракт в части изменения реестрового номера и, во-вторых, у заказчика отсутствуют основания для отказа в приемке продукции, если на день поставки информация о ней уже не содержится в реестре, но на день рассмотрения заявки участника такая информация в реестре была.

Документом, на основании которого вносится запись о продукции в евразийский реестр промышленных товаров, является заявление, к которому прикладывается акт экспертизы или сертификат о происхождении товара СТ-1. Окончание срока действия последних является основанием для исключения продукции из евразийского реестра промышленных товаров. Данное правило предусмотрено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105. Именно поэтому автор полагает, что в случае предложения участником к поставке продукции и ЕАЭС, информация о которой включена в реестр, при исполнении контракта должна быть передана копия акта экспертизы или сертификата СТ-1.

Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 3 (91), март 2022 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: