Найти в Дзене
Старая Барда

«Картины волшебного фонаря…»

Для христианизации коренного населения Красногорского района в свое время было открыто три отделения Алтайской духовной миссии, построено множество православных храмов и церковно-приходских школ. Миссионеры вели дневники, писали отчеты, которые являются ценными источниками по истории Красногорья. В отчетных документах миссии за 1914 год, например, зафиксированы факты о первых «киносеансах» для инородцев аилов Курлек и Ынырлык (Нарлык). Об этом и пойдет речь в моей очередной статье… Итак, 23 июня 1914 года Миссионерская Алтайская дружина посетила небольшой аил Курлек, который за более чем 60 лет своего существования насчитывал всего 40 дворов. Остановились дружинники на постой в ограде кумандинца-язычника, проживавшего на пригорке на краю деревни: отсюда весь аил был как на ладони. (Уж не двор ли это основателя Курлека - Елбаева Манзыра, проживавшего на самой высокой точке данной местности, именуемой среди курлекцев Елбаевским хребтом?!) «Здесь, как и везде, не пришлось ждать слушателей

Для христианизации коренного населения Красногорского района в свое время было открыто три отделения Алтайской духовной миссии, построено множество православных храмов и церковно-приходских школ. Миссионеры вели дневники, писали отчеты, которые являются ценными источниками по истории Красногорья. В отчетных документах миссии за 1914 год, например, зафиксированы факты о первых «киносеансах» для инородцев аилов Курлек и Ынырлык (Нарлык). Об этом и пойдет речь в моей очередной статье…

Шенгелия Леван Александрович. Эскиз декорации к фильму "Обида", 1986 г.
Шенгелия Леван Александрович. Эскиз декорации к фильму "Обида", 1986 г.

Итак, 23 июня 1914 года Миссионерская Алтайская дружина посетила небольшой аил Курлек, который за более чем 60 лет своего существования насчитывал всего 40 дворов.

Остановились дружинники на постой в ограде кумандинца-язычника, проживавшего на пригорке на краю деревни: отсюда весь аил был как на ладони. (Уж не двор ли это основателя Курлека - Елбаева Манзыра, проживавшего на самой высокой точке данной местности, именуемой среди курлекцев Елбаевским хребтом?!)

«Здесь, как и везде, не пришлось ждать слушателей: их в несколько минут набралось до полусотни, - следует из общего отчета Алтайской духовной миссии. – Дорожа каждой минутой, дружинники сразу же стали вести беседу и петь, а некоторые устраивать походную церковь. Среди слушателей кумандинцев находилось человек трое раскольников, которые переселились сюда из Тайны и Карагайки. Все они были русские и начетчики».

В дневнике миссионерских дружинников встреча с инородцами описана более подробно: «Здесь был принят новый прием беседы. Дружинники вокруг себя разложили картины нового и ветхого завета. Любопытные инородцы подходили к картинам, рассматривали их и расспрашивали, что на той или иной картине изображалось. Дружинник брал картину и вслух всем разъяснял ее содержание. Такой способ беседы дал хорошие темы для разговоров и темы продолжительные». Затем крещенным кумандинцам с благословения руководителя дружины были надеты крестики, розданы иконы.

Так как визит миссионеров в Курлек пришелся в канун большого церковного праздника – дня памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, решили провести здесь всенощное бдение. «Народу было много. Среди инородцев виднелись раскольники и их семьи, – говорится в отчете Алтайской духовной миссии. - Как кумандинцы, так и русские всю службу прослушали с величайшим внимание. Особенно поразило их величественное пение великого сласловия по-алтайски. Это пение присутствующие слушали с таким увлечением, что даже не заметили, как с них сняли фотографию». После службы дружинниками «объявлено было, что вечером, когда станет темно, будут показывать картины».

Полдесятого вечера «все нужное было приготовлено: экран повесили на лесину, а фонарь установили в палатке». Возле походной церкви запылал большой сигнальный костер. Буквально в течение нескольких минут почти все курлекцы «от мала до велика собрались около дружины и чинно расселись на траве под высоким тополем».

Для дальнейшего описания происходящего снова обращусь к записям дружины: «Одним из дружинников читалась 2-я речь Макария Митрополита и к содержанию прочитанного, после паузы чтеца, казалась картина с пояснениями. Картины волшебного фонаря поражали инородцев. Это для них было чудо. Восторги их выражались в восклицаниях удивления. К некоторым картинам пропевались канты или молитвы. <…> В заключение был показан на картине и сам Митрополит. Инородцы сразу все его узнали и загалдели: «Митрополит, знаем его, видели его, он наш…»

С большим нежеланием разошлись курлекцы по домам. А на следующий день семь инородцев изъявило желание креститься.

24 июня в два часа дня дружинники покинули Курлек и направились в Ынырлык (Нарлык). Несмотря на внушительный срок своего существования (основан Ынырлык аж в 1780 году!), новый пункт назначения состоял всего из 27-и домовладений.

В дороге дружину застал дождь, и они были вынуждены остановиться у тайнинского миссионера Феодосия Нишкуна. Пообедав и не дождавшись прекращения ливня, дружинники решили двигаться дальше.

До Ынырлыка миссионеры добрались лишь поздно вечером. Место для стана выбрали у старого молитвенного дома со звонницей. Для здешних кумандинцев дружинники также устроили кинопоказ, с единственной разницей – сигналом для всеобщего сбора послужил колокольный звон…

Продолжение...