Высокая репутация Пола Томаса Андерсона легко может составить конкуренцию многим более известным и легендарным режиссерам. Пол Томас Андерсон - виртуоз-самоучка, который самостоятельно писал сценарии и снимал свои фильмы со своей личной труппой актеров. К нулевым Андерсона уже провозгласили новым героем американского кино.
Долгое время критики и поклонники долгое время тщательно изучали его работы и даже пытались навесить те или иные ярлыки, однако Пол Томас Андерсон вновь и вновь демонстрировал свое отсутствие привязанности к какому-либо жанру или стилю. «Лакричная пицца» - его первая работа за последние четыре года, выразившая искреннее уважение Южной Калифорнии и запечатлевшая горько-сладкий снимок любви и молодости. В день рождения этого прекрасного режиссера - отличный повод совершить путешествие в недра памяти и просмотреть всю его фильмографию (кстати, полнометражных фильмов у Андерсона не так уж много). Итак, приятного просмотра!
Роковая восьмерка (1996)
▶ Рейтинг КП: 6.7
▶ Рейтинг IMDb: 7.2
Если сравнить дебют Андерсона с его последующими работами, то он может показаться недоработанным. Конечно, 25-летний режиссер еще оттачивал свой стиль, а переделать 24-минутную короткометражку в полнометражный фильм - задача не из легких. Поэтому «Роковой восьмерке» не хватает определенного шарма, будь то размах «Магнолии», ритм «Ночей в стиле буги» или отточенности «Мастера». Однако до сих пор этот фильм остается ценным элементом творчества Адамса, в котором он заложил многие приемы, ставшие впоследствии личными и узнаваемыми деталями.
Отцовский подтекст - движущая сила «Роковой восьмерки», а своеобразный аскетизм фильму только на пользу. И хотя фильм не принес Андерсону немедленного признания, для дебюта «Роковая восьмерка» оказалась на удивление надежной ступенькой в его фильмографии.
Ночи в стиле буги (1997)
▶ Рейтинг КП: 7.4
▶ Рейтинг IMDb: 7.9
Разногласия и путаница в процессе создания «Роковой восьмерки» оставили неприятный осадок лично для Андерсона, после чего он поклялся никогда больше не позволять руководителям студии вмешиваться в его видение. Вслед за популярнейшим «Криминальным чтивом», вызвавшим культурный шок во всей киноиндустрии, 27-летний Андерсон получил карт-бланш для своего второго проекта. В результате режиссер добился своей цели, укрепив свой талант, продемонстрированный в дебютном фильме, и попал в центр внимания, заслужив собственное имя.
Фильм «Ночи в стиле буги», снятый на фоне популяризации порноиндустрии 70-х годов, представляет собой классическую историю о взлете и падении Эдди Адамса, прошедшего непростой путь от официанта ночного клуба до процветающей порнозвезды. Несмотря на то, что этот фильм отнюдь не совершенен, он является одной из самых захватывающих работ Андерсона, идеально подходящих для знакомства с режиссером.
Магнолия (1999)
▶ Рейтинг КП: 7.4
▶ Рейтинг IMDb: 8.0
После успеха с фильмом «Ночи в стиле буги» Пол Томас Андерсон решил использовать в своем следующем проекте все известные ему трюки. Таким образом, «Магнолия» - это фильм сплошных излишеств; оперная симфония, пропитанная всей помпезностью и самодовольством молодого режиссера, которому не терпелось выложить свое видение на всеобщее обозрение.
«Магнолия» - история о переплетении совершенно разных человеческих судеб, отцовские проблемы, затянувшиеся сожаления, неразрешенные обиды... Андерсон тщательно анализирует эмоциональные разрушения людей, идущие родом из детства и обвивающие человека на десятилетия вперед. Это прокладывает путь к самому большому (хоть и скрытому) смыслу фильма - что один простой поворот судьбы - это все, что нужно, чтобы перевернуть всю жизнь с ног на голову.
Любовь, сбивающая с ног (2002)
▶ Рейтинг КП: 6.8
▶ Рейтинг IMDb: 7.3
После таких грандиозных фильмов как «Ночи в стиле буги» и «Магнолия» Пол Томас Андерсон решил уменьшить масштаб своей четвертой картины. В результате получилась его самая нежная работа на сегодняшний день, трогательная история в виде легкой полуторачасовой романтической комедии. «Любовь, сбивающая с ног» затрагивает те же темы, что и «Магнолия»: от ценности самопринятия и человеческих связей до тривиальной, непредсказуемой природы жизни. Однако если прошлый фильм в основном излучал пафос и самодовольство, здесь эти темы рассмотрены ч.ерез более легкомысленную, почти причудливую призму.
Адам Сэндлер исполняет роль Барри - закомплексованного невротика, который скрывает свои внутренние проблемы за маской непоколебимого спокойствия. Барри - груша для битья, чем пользуются не только его многочисленные сестры, но и начальство на работе. Барри многое переживает в этом фильме, пока не встречает странную девушку, которой суждено перевернуть его жизнь.
Нефть (2007)
▶ Рейтинг КП: 7.8
▶ Рейтинг IMDb: 8.2
Пятый фильм Андерсона рассказывает историю Дэниэла Плэйнвью, преуспевающего нефтяника, который в погоне за богатством и властью путешествует по калифорнийской пустыне вместе со своим приемным сыном. «Нефть» предстает перед зрителем как настоящая американская трагедия, как язвительный портрет капитализма и принципов, лежащих в его основе.
Через главного героя и его врага Андерсон исследует две самые могущественные силы, известные человечеству - деньги и веру. Они противостоят друг другу, сея разрушение и вовлекая совершенно невинных людей. Центральный конфликт, продемонстрированный в фильме, принимает эпические масштабы, сделав эту работу Андерсона поистине ошеломляющей и запоминающейся.
Мастер (2012)
▶ Рейтинг КП: 6.8
▶ Рейтинг IMDb: 7.1
Фильм «Мастер» полностью основан на постоянно меняющейся динамике между двумя абсолютно противоположными людьми: мастер и ученик, один - харизматичный, культурный и расчетливый, другой - импульсивный, неуправляемый и иррациональный. Их непростые отношения - игра контроля и подчинения, связь, которую в конечном итоге разрушает тот, кто первым встал на сторону дисбаланса власти.
«Мастер» считается одной из самых сложных для восприятия работой Андерсона, и не зря. Фильм совершенно не придерживается какой-либо традиционной последовательности, погружая зрителя в непостижимое повествование, которое полностью располагает к самоанализу. Но это не значит, что фильм не впечатляет - как только вы «поймаете ритм», он станет той самой драмой, которая при повторном просмотре открывает зрителю новые интерпретации.
Врожденный порок (2014)
▶ Рейтинг КП: 6.7
▶ Рейтинг IMDb: 6.6
С момента своего выхода на экраны фильм «Врожденный порок» был признан пусть неожиданной, но все же осечкой Пола Томаса Андерсона. Безразличие, с которым встретили его седьмую полнометражную картину, во многом связано с тем, что она должна была соответствовать ожиданиям зрителей после просмотра таких серьезных и самобытных фильмов как «Нефть» и «Мастер». Полученная вместо этого фарсовая комедия, замаскированная под жесткий нуар, показалась кинокритикам двухчасовой шуткой, не имеющей ничего общего со своими предшественниками.
Сюжет «Врожденного порока» был взят из романа Томаса Пинчона. В этот раз Андерсону удалось сделать весьма точную адаптацию книги, чего не скажешь о «Нефти», где были допущены определенные творческие вольности. Главный персонаж фильма, чудаковатый частный детектив Ларри Спортелло, оказывается втянутым в вихрь событий и заговоров, которые безудержно усиливаются его паранойей, вызванной марихуаной. Фильм ведет намеренно туманное повествование, чтобы передать зрителю атмосферу, царящую в нем, и все это действительно похоже на наркотический угар.
Призрачная нить (2017)
▶ Рейтинг КП: 7.1
▶ Рейтинг IMDb: 7.4
Разнообразие - одна из основных черт Андерсона. В то время как большинство его современников склонны идти уже знакомыми тропами и возвращаться к знакомым сюжетным ходам, Пол Томас Андерсон сделал карьеру на том, чтобы вновь и вновь заново открываться миру. С самого момента своего появления в кинематографии он двигался по совершенно непредсказуемой траектории, которая, кажется, намеренно бросает вызов зрительскому восприятию Андерсона как режиссера, заставляя заново переоценивать его с каждой новой работой.
Пожалуй, ни один фильм не был настолько неожиданным, как эта драма, поставленная в изысканной обстановке европейской сцены высокой моды. Фильм «Призрачная нить» вновь раскрывает тему одержимости и хрупкой мужественности через главного героя - известного, но эгоистичного и эмоционально нестабильного кутюрье. С появлением молодой своенравной музы его жизнь уже никогда не станет прежней.
Лакричная пицца (2021)
▶ Рейтинг КП: 7.6
▶ Рейтинг IMDb: 7.5
Название последнего фильма Андерсона дает нам хороший намек на пьянящую, но плохо сочетающуюся динамику между двумя главными составляющими (в данном случае - героями фильма). Подобный союз подростка и девушки постарше обычно вызывает недоумение, но в этой истории их свободные отношения рассматриваются в ином ключе - как связь, рожденная не плотским желанием, а эмоциональной зависимостью.
Гэри и Алана находят друг в друге то, чего жаждят на абстрактном уровне. Гэри - дерзкий выпускник школы, артист и мелкий барыга, которому по плечу абсолютно все, что может появиться на жизненном пути. Но завоевание Аланы, которая старше его на 10 лет, становится для него по-настоящему серьезным испытанием. С другой стороны, Алана компенсирует свое собственное разочарование в представителях противоположного пола, находясь с Гэри в самых разных ситуациях. В его компании она обретает свободу и амбиции, от которых отказалась во взрослой жизни.