Сначала старая шахтёрская байка и небольшое пояснение. АУК – автоматизированное управление конвейерами.
Первая смена. Идёт по конвейерному штреку электрослесарь с дичайшего бодуна. Его останавливает моторист и говорит:
– У меня АУК током бьётся.
Слесарь, окинув его мутным взглядом, спрашивает:
– Каким пальцем жмёшь?
Моторист показывает большой палец:
– Вот этим.
Слесарь достаёт из кармана моток изоленты и плотно обматывает палец моториста:
– Всё. Больше биться не будет.
И уходит в темноту.
А теперь история из шахтёрской жизни молодого электрослесаря; рассказывали ребята в звене на добычном участке. Парнишку знаю, учились в школе в параллельных классах. История случилась до того, как я пришёл в шахту.
Навернулся пускатель, остановилась лента. Поневоле пришлось тормозить лавный конвейер, а вслед за ним и комбайн. Из лавы по селектору кричат на нижнее сопряжение:
– Что случилось? Почему стоим?
Снизу отвечают:
– Лента стоит.
Горный мастер уже названивает молодому мотористу на пересып:
– Чего встали?
Моторист рапортует:
– Почему встали? У меня работает.
Ясно – встала последняя лента, а моторист по стрелке АУК не сообразит, что работает не вся конвейерная линия. Стал названивать на подстанцию электрослесарю – обычно он там пропадал, когда всё крутится и вертится. Пока слесарь с сумкой на плече, полную ключей разных калибров, добежал до приводной головки остановившейся ленты, горный мастер и шахтёры с нижнего сопряжения уже были на месте. Попытались самостоятельно запустить ленту, но она не хотела подавать признаков жизни. Появление электрослесаря вселило в них надежду на чудодейственное и скорейшее воскрешение конвейерной ленты.
Электрослесарь – парнишка молодой, не так давно окончивший профильное училище. Опыта маловато, но и сверхтребований к нему не предъявляют. Надо всего лишь запустить ленту! На занятиях его наверняка этому учили.
С ходу э/слесарь попытался запустить ленту, но тщетно. Горный мастер с рабочими уже давили на всё, что можно надавить, толку – ноль. Заблокировав пускатель, открыл крышку, внимательно осмотрел панель. Вроде бы ничего подозрительного, искрогасители чистенькие без следов нагара. Вытащил и заново с силой вставил панель, но лента по-прежнему не хотела запускаться.
Электрослесарь достал из сумки длинную отвёртку и стал хаотично тыкать ею по контактам. Горный мастер предупредил:
– Ты поосторожней своей «шпагой» маши, тебе тут не дуэль на рыцарском поединке.
Но слесарь продолжал «искать» напругу своей отвёрткой, заглядывая в глубины пускателя. То, что произошло дальше, не поддаётся здравому смыслу. То ли слесарь промахнулся и ткнул не туда, то ли он случайно коснулся контакта под напряжением, а может специально метил в него, чтобы проверить не обесточен ли контакт на задней стенке пускателя.
С шипящим треском на мгновение сверкнула яркая вспышка, электрослесаря отбросило назад. Каска у него сползла на бок, волосы встали дыбом, глаза ошалелые. Для полной картины не хватает ещё дыма из ушей. Опомнившись, слесарь подскочил и с диким криком побежал прочь по штреку, бросив около пускателя оплавленную отвёртку.
Горный мастер и рабочие сами немало очумели от увиденного. Придя в себя, они не знали что делать – то ли плакать, то ли смеяться. Поднявшись, мастер крикнул рабочим:
– Ставьте клин!
И побежал догонять э/слесаря.
Не долго парнишка отработал в бригаде. Вскоре уволился и ушёл на другую шахту.
P.S.
Не часто, но бывало, что я тоже ставил деревянный клин под «ножи». Кнопка в этом случае уже была не нужна, включали-выключали конвейер ручкой пускателя: разблокировал пускатель – конвейер заработал, заблокировал пускатель – конвейер остановился.
Очень важно затем не забыть вытащить из пускателя клин. Если заметит инспектор или кто-то из высокого начальства, можно искать себе другое место работы.
Но чаще всего в таких случаях ставили диод, если он был в кармане. Если его не было, тогда деревянный клин...
ВНИМАНИЕ: ни в коем случае НЕ ПОВТОРЯЙТЕ наших действий!