Оказывается, Ильич тоже любил. Любили и его, несмотря на все «плюсы и минусы».
Безусловно, он любил свою жену. В своё время Ильич не замечал Надежду Крупскую. Но её преданность общему делу революции восхитила Ленина.
Надежда беззаветно любила Ильича. Она страдала Базедовой болезнью и не могла иметь детей. К тому же, болезнь обезображивала лицо, и вполне симпатичная женщина становилась некрасивой с выпученными глазами…
Из-за всего этого общество приписывало им платонические отношения, а самому Ильичу — многочисленные измены.
Так, однажды в его жизни появилась прекрасная француженка Инесса Арманд — дочь французского оперного певца, революционерка с пятью детьми и необычной судьбой.
По бедности девочку воспитывали в семье обрусевших французов. Там же она вышла замуж за старшего сына этих французов, родила четверых детей. А потом, увлёкшись революционной деятельностью, ушла к младшему брату мужа и родила ещё одного ребёнка…
Её несколько раз арестовывали, и после очередного ареста она сбегает за границу, где и знакомится с Ульяновым-Лениным. Это было не самое лучшее время в её жизни — незадолго до этого Инесса узнала о смерти возлюбленного от туберкулёза. В России её ждала тюрьма…
Но она горячо ушла с головой в революционную деятельность — помогала Ульянову с корреспонденцией, была его личным секретарём, выполняла мелкие бытовые поручения.
Имея пятерых детей, Арманд яро пропагандировала отказ от брака, проводила агитации среди французских рабочих…
Вдохновлённая всем этим она возвращается в Петербург, но её немедленно арестовывают. Инесса полгода проводит в тюрьме, но, о чудо — её отпускают под залог бывшего мужа…
Она снова сбегает за границу и возвращается оттуда уже к горячей обстановке 1917 года в одном купе с Лениным и его женой. После революции неугомонная француженка активно председательствовала в различных отделах и организациях.
И оставалась самым близким человеком к Ленину. Не считая его жены, разумеется.
Это была странная компания: троицу часто видели прогуливающейся, обсуждающей какие-то вопросы.
Говорят, между Арманд и Лениным всё-таки была связь, и Крупская даже порывалась уйти. Но Ленин как-то договорился с ней.
На самом деле женщины вполне ладили, Инесса отзывалась о Наде с уважением, отмечая её особенную доброту «к товарищам». А Крупская писала:
Каждый раз, когда приходила Инесса, становилось всё уютнее и веселее.
Тем не менее, Ленин ограничивал эти отношения. Инесса даже писала ему:
Я могла бы справиться без твоих поцелуев, если бы я могла тебя видеть ... Иногда разговаривать с тобой было бы такой радостью, и это не могло никому причинить боль. Зачем лишать меня этого?
Но как сотрудника Ильич невероятно ценил эту женщину. От чрезмерной нагрузки её слабое здоровье не выдержало — сначала она заболела пневмонией. Ленин забеспокоился: прислал ей врача и всё необходимое. А потом отправил лечиться в Кисловодск в санаторий.
Но эта поездка стала для неё смертельной — на обратном пути революционерка заразилась холерой и умерла.
Спустя неделю её свинцовый гроб доставили в столицу.
На вожде не было лица.
Коллонтай писала, что Ленин изменился до неузнаваемости. Окружение боялось, что Ильич умрёт от горя. На похоронах соратницы его глаза были залиты слезами.
А Крупская взяла под опеку детей Инессы. Она любила детей.