Найти тему

Дети и домашние животные: что надо знать

Итак, представим, что в семье, где есть подросший ребенок (начиная от 7 лет и старше) принято решение - завести домашнее животное. До этого момента в семье ни кошек, ни собак, ни даже морских свинок не было. Так каким образом правильно выбрать питомца и надо ли вообще его заводить? Полезно это для ребенка или вредно?

В прошлой публикации мы начали разговор о том, что здоровое и ухоженное животное не несет опасности для физического здоровья ребенка при условии отсутствия у него определенных заболеваний (например, аллергии на шерсть). А как быть с психическим здоровьем? Что говорят психологи и педагоги?

Часто можно прочитать вполне однозначное мнение: животное в доме всегда полезно для развития эмоциональной сферы ребенка и для его психического здоровья. На самом деле всё далеко не так однозначно. Нет никаких гарантий, что ребенок немедленно полюбит нового члена семьи, особенно, если решение завести животное принималось без участия малыша. Часто хорошему отношению к питомцу мешает обычная детская ревность - явление, встречающееся куда чаще, чем нам обычно кажется. Если ребенок в возрасте до 9-10 лет сильно привязан к родителям, является единственным ребенком в семье или, напротив, вынужден постоянно конкурировать за внимание значимых взрослых в семье многодетной, а также не принимает участие в повседневной заботе о питомце и не чувствует себя вовлеченным в решение связанных с животным проблем, - скорее всего, ему будет трудно принять появление в доме кошки или собаки. Забота об этих животных обычно отнимает у взрослых много времени и внимания, которых в описанных условиях ребенку и так не хватает. Возможно, в этом случае лучше начать с более простых в уходе животных - кроликов, морских свинок и т. п., уход за которыми можно частично препоручить ребенку и посмотреть на реакцию малыша на появление в доме питомца.

С другой стороны, многие дети именно в условиях нехватки родительского внимания находят утешение в эмоциональной привязанности к домашним животным, которые порой становятся для них единственными друзьями, - так сказать, "заменителями" человеческого общения. И тут можно понимать такую ситуацию двояко: с одной стороны, общаясь с животным, ребенок снимает стресс и получает так необходимую ему эмоциональную поддержку, с другой - это никак не может заменить полноценного человеческого общения. Конечно, если единственным другом ребенка, по его мнению, является собака, проблема вовсе не в собаке, а в его умении выстраивать социальные связи как за пределами семьи, так и в ней. И взрослым в такой ситуации надо не умиляться трогательной дружбе малыша с питомцем, а забеспокоиться о том, достаточно ли у ребенка общения с людьми.

Нужно понимать, что ответственность за животное всегда полностью лежит на родителях ребенка, неважно, сколько ему лет, - он не способен полноценно отвечать как сам за себя, так и за доверенное ему живое существо.

Продолжение читайте в следующем выпуске!

Ваше мнение очень важно для нас. Оставляйте свои комментарии, ставьте оценки, - мы обязательно учтем это!