Найти тему
Международная панорама

Сосредоточенность на киевском тупике заслоняет успех России на юге Украины

Это не мой заголовок - так назвал свою аналитическую статью в британской газете "Гардиан" ее корреспондент Питер Бомонт, обосновавшийся сейчас во Львове. Это - первая попавшаяся мне на глаза в западной прессе аналитическая статья о собственно военной составляющей российской спецоперации на Украине - обычно мои западные коллеги препочитают рассуждать о ее политических или гуманитарных аспектах. Думаю, она почти навернака пока едва ли не единственная - в эти дни, как и прежде, я фильтрую "воду" массы западных СМИ, как кит - океанскую ради насыщения планктоном, в поисках материалов, заслуживающих внимания моих подписчиков, да и всех читателей. А эту даже специально пошлю замечательному "нашему" украинскому журналисту Юрию Подоляке, чьими точными и глубокими обзорами положения на фронтах (на Youtube в поиске достаточно набрать "Подоляка") просто-таки наслаждаюсь. Думаю, ему будет небезынтересно сверить свои оценки с оценками наших западных коллег.

От Николаева вдоль побережья через уже захваченный город Херсон к осажденному городу Мариуполь продвижение русских на юге Украины контрастирует с трудностями, с которыми столкнулась Москва на севере и северо-востоке – в частности, в попытках окружить столицу Киев. Контраст между южным и северным фронтами, вероятно, будет иметь серьезные последствия, котооые сильно скажутся на любых будущих мирных переговорах, с вероятными последствиями экономического, дипломатического и политического, а также военного характера.

Природа сама укрепила Николаев. Построенный вдоль извилистых речных изгибов, где Южный Буг впадает в большой лиман Черного моря, центр судостроения образует вершину треугольника ключевых портов с Херсоном на востоке и Одессой на западе.

-2

Защищаться легче, чем атаковать, поскольку после того, как российское вторжение на Украину достигло окраин Николаева, там идут ожесточенные бои. Городской аэропорт переходит из рук в руки, защитники города удерживают свои укрепления, над рекой вьется дым от российских ракетных ударов.

До сих пор Николаев держался под руководством своего харизматичного губернатора Виталия Кима, чьи обновления в социальных сетях по своей веселой беззаботности соперничают с обновлениями президента Украины Владимира Зеленского. Но во вторник выяснилось, что российские войска пытаются обойти город с севера и найти другой путь через реку. Попытка обойти Николаев и соединиться по сухопутному коридору с российскими «миротворческими» силами в сепаратистском Приднестровском регионе Молдовы отрезала бы самый важный порт Украины, Одессу, как по суше, так и по морю.

Свежая информация от Института изучения войны рисует самую последнюю картину амбиций России на юге. «Российские войска, вероятно, пытаются обойти Николаев и форсировать Южный Буг вверх по реке этого города, чтобы обеспечить наступление на Одессу, которое будет сочетаться с предстоящей десантной операцией против этого города… и продвигаются на север из Крыма в сторону города Запорожье».

-3

О важности того, что происходит на юге, рассказал недавно ушедший в отставку австралийский генерал и писатель Мик Райан в длинной ветке Twitter. «Южный театр военных действий является жизненно важным элементом общего замысла российской кампании для Украины, — написал Райан. «[Там] находятся 13 морских портов Украины, которые в 2021 году экспортировали более 150 миллионов тонн грузов. Это составляет 60% экспорта и 50% импорта Украины. И в то время, как война на севере и востоке превратилась в медленную и изматывающую войну на истощение, война на юге стала местом более оперативного успеха для вторгшихся российских войск».

Райан выделяет ряд проблем, объясняющих, почему российская кампания оказалась более успешной именно на юге. Они включают в себя «значительное превосходство сухопутных войск России на юге» по сравнению с украинскими силами, чрезмерно растянутую по всей стране украинскую оборону и тот факт, что логистически проще пополнить запасы войск с российских баз в Ростовско-Краснодарском регионе через границу.

«Почему русские на юге вообще добились большего успеха, чем на северо-востоке и севере? - задается впросом Райан. - Оборона Киева является стратегической задачей Украины. Это их столица, имеющая значительную политическую, логистическую и культурную ценность».

«Наконец, — добавил он, — но это чисто мое предположение, руководство и планирование кампании на юге, по-видимому, лучше, чем на севере. Хотя южный театр часто продвигался по расходящимся направлениям, он в основном продолжался без длительных пауз, наблюдаемых на севере и северо-востоке».

Хотя ключевой целью войны России являются падение Киева или его капитуляция, локальная победа России только на юге будет иметь огромные последствия для Украины. Помимо создания разрушительной экономической мертвой хватки для Украины, это также ограничит любые потоки ей западной помощи, в то же время угрожая целостности страны с трех широких географических направлений, поскольку Россия, вероятно, претендует на южные районы, которые она контролирует, в любых будущих мирных переговорах.

Возможно, больше всего беспокоит Украину то, как контроль России над югом скажется на войне в других частях страны. Она опасается, что российские силы могут соединиться с русскими, действующими к югу от Харькова, или в конечном итоге прорваться на север в сторону Днепра - ключевого стратегический города на реке Днепр.

На севере русское наступление 8 марта оставалось более сложным. В то время как некоторые аналитики и западные спецслужбы характеризуют продвижение России на севере как «застопорившееся», с выходных также появились свидетельства подготовки к новому штурму Киева и перегруппировке российских войск вокруг столицы, включая попытки, которым пытаются помешать украинские войска, – наступать на запад в сторону Киева со стороны Сум.

-4

Российские силы также нанесли удар по ряду ключевых центров материально-технического снабжения и центру противовоздушной обороны, которые могли бы поддержать оборону Киева, в том числе по Винницкой авиабазе, по которой были нанесены удары восемью крылатыми ракетами, а также по ряду складов горючего.

На окраинах Киева, таких как Буча и Ирпень, недалеко от наибольшей концентрации подтягивающихся российских войск, жители вынуждены бежать под непрекращающимся градом снарядов и ракет. «Мы даже не можем собрать тела погибших, потому что обстрелы из тяжелых орудий не прекращаются ни днем, ни ночью, — сказал городской голова Анатолий Федорук. - Собаки пожирают трупы на улицах города. Это кошмар».

Все это время, по словам Зеленского, украинские вооруженные силы проявляли беспрецедентное мужество. «Проблема в том, что на одного солдата Украины приходится 10 российских солдат, а на один украинский танк приходится 50 российских танков», — сказал он в интервью ABC News, которое вышло в эфир в понедельник вечером. Но при этом отметил, что разрыв в силах сокращается и что даже если русские войска «войдут во все наши города», они столкнутся с мятежами.

Одним из самых пессимистичных комментаторов способности Украины противостоять России является Билл Роджио, редактор журнала Long War Journal, который частично подтвердил это заявление. «Фундаментальная проблема, с которой украинские военные столкнулись с самого начала, — написал он на этой неделе, — заключается в том, что у них недостаточно сил, чтобы защитить все сразу. У русских есть численное преимущество, и они готовы пополнять свои войска солдатами и техникой для достижения своих целей».