В конце прошлого года на экраны вышел фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх». Хотя в аннотациях указано, что это комедия, смеяться вы там будете не часто. Зато в фильме полно вопросов, над которыми стоит задуматься. Кто мы, что мы и зачем мы на этой планете? – вот главные из них. Что же в этом фильме такого? Это сатира. Жесткая и злая. На общество потребления.
Сюжет прост и даже «избит»: астрономы - герои Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс, обнаруживают в космосе комету диаметром в десяток километров, которая несется к Земле. Столкновение неизбежно, им удалось рассчитать не только время, но и точку падения. Также ясно, что планета этого удара не выдержит, разрушится. Чтобы принять любые спасительные меры для своего космического дома у человечества есть полгода. Новостью заинтересовались на самом верху, и наши герои срочно летят в Вашингтон. Вот тут-то и начинаются злоключения.
Астрономы неожиданно оказываются в мире американской элиты – политической, экономической, военной. И донести до этих людей всю серьезность положения чудовищно трудно. Это вершина общества потребления, они не могут и не хотят верить, что их яхтам, виллам, и дорогим машинам что-то может угрожать. Что во вселенной существует какая-то сила, им неподвластная. Кроме того, оказалось, что на высоких и высших государственных постах сидят не профессионалы, а чьи-то любовники, любовницы и родственники, ни черта не смыслящие в пределах компетенции.
Но основной выпад в фильме направлен не на элиту, а на СМИ. Общество потребления прежде всего потребляет информацию. Информационную повестку же формируют массмедиа. Для них не существенна важность подаваемого контента, главное – это рейтинг. А потребителям неинтересно слушать, что где-то там неурожай, война или землетрясение. Им подавай скандалы среди звезд шоу-бизнеса и котиков. Чем выше рейтинг подаваемой информации, тем выше рейтинг самого СМИ. Разговоры ученых, что Земля вот-вот погибнет скучны для потребителя.
Телеведущим ток-шоу неинтересны гости в студии. Они слышат лишь себя и любуются собой. При том нельзя сказать, что эти люди глупы или малообразованны. Как раз наоборот. Но собственное высокомерие и цинизм не дают им услышать собеседника.
Картина МакКея продолжает тему, поднятую Оливером Стоуном в фильме «Прирожденные убийцы» (1994), о том, что американские СМИ ради рейтинга из всего готовы сделать шоу. И главный шоумен (в данном случае вумен) по версии МакКея - это президент США, а Белый дом главный ньюсмейкер. И госпожа президент ради собственного рейтинга готова сделать шоу даже из гибели или спасения планеты.
Со времени «Прирожденных убийц» законы американской медиаиндустрии подхватил весь мир. Так, что и для России это тоже актуально. «Шоу должно продолжаться!».
«Не смотрите наверх» показывает, как трудно, находясь среди глупцов, невежд и лицемеров, остаться Человеком, не предать себя и свои убеждения. Перед лицом страшной катастрофы думать не о спасении собственной задницы, но попытаться спасти свою душу.
Сценарий фильма принадлежит перу самого МакКея в соавторстве с Ди Каприо. В фильме также снялись Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт, Роб Морган, Рон Перлман, Марк Рейланс и др.
Полагаю, фильм стоит посмотреть обязательно.
Фото из открытых источников