Некоторые знатоки утверждают, что согласно Библии, мир был сотворен 7.500 лет назад. На самом деле таких указаний в Библии нет. Есть определенное экзогетическое обобщение, согласно которому некоторые толкователи ориентировались на годы жизни древних патриархов и суммировали эти цифры, приходя к дате начала мира.
Как минимум, у нас есть две разные традиции подсчета этой даты. Одна из них основана на тексте ветхого завета в греческом варианте текста, а другой вариант — это вариант текста на иврите. Мы видим, что разница в датировке получается порядка двух тысяч лет. Христианские экзогеты указывают, что мир был сотворен 7.5 тысяч лет назад, а иудейские - 5.500 лет назад.
В конечном итоге встает вопрос об интерпретации библейского текста книги Бытия. Это книга не задумана, как книга естественных наук. Это сложный, не исторический текст. Первые главы книги Бытия назывались Антонием Сурожским метаисторией, т.е. тем, что предшествует истории.
О линейном ходе истории можно говорить со времен великого потопа и не ранее. На том этапе мир пришел к тому виду и форме, в которой мы привыкли воспринимать его сейчас. Все то, что происходило до этого, осуществлялось в не рамок понятного и привычного для нас исторического процесса.
Моисей излагает нам грандиозные вопросы в крайне сжатых формах. Он говорит о начале мира в рамках 2 глав книги Бытия, а о первых людях и метаистории — в рамках девяти глав. Весь остальной объем этой книги посвящен конкретному народу в конкретных исторических обстоятельствах. И там уже представлена история, как таковая, какой мы привыкли ее видеть.
Когда в Библейских книгах говорится о конкретных датах, необходимо это правильно интерпретировать. Древняя письменность не имела особенных знаков для обозначения чисел. Числа обозначались через буквы, но на примере то же самого иврита мы можем свидетельствовать, что на определенном этапе он переходит к формату классического иврита.
Интерпретация ряда символов, используемых в обозначении чисел, могла измениться в рамках истории. Когда говорится, что Адам жил столько то лет, некая буквенная запись, значение которой на моменте фиксации этого текста могло быть одной, а на моменте его нынешней интерпретации она является совершенно другой.
Когда мы говорим, что Адам жил более 900 лет, мы имеем в виду, что перед нами, как минимум, большой вопрос к восприятию этого текста. Мы видим на примере Святоотеческих толкований, что Святые Отцы постоянно соотносят свою экзогезу с наиболее актуальными исследованиями этого периода времени. Они не чураются результатов научных изысканий, которые им были известны, и все этого пытаются увидеть в библейском тексте.
Церковь никогда не соотносит свое учение ни с одной конкретной естественной научной концепцией. На данном этапе существуют 3 сценария восприятия первых глав книги Бытия. Одна из них — альтеризм. Она утверждает, что история до грехопадения совершенно не связана с реализованной историей этого мира, и для толкователей внутри этой школы все то, что мы называем нынешней действительностью, возникает не на этапе творения, а на этапе грехопадения.
Для огромного ряда исследователей естественных наук данный вопрос не является точкой преткновения. Вспомним классика отечественной генетики Феодосия Давжанского, который с одной стороны был признанным ученым в этой области, а с другой — воцерковленный православный христианин. Он принимал концепцию развития мира в течение миллиарда лет и одновременно доверял Библейскому тексту.