Как же это произошло - вопрос приобретают все большую актуальность.
Монотеизм и многобожие, Христианство и язычество…
Казалось бы, это совсем разные не просто веры, но и типы вер, в первой из которых -единобожие, в другой – многобожие, одна основана на откровении Свыше, а другая – на человеческих измышлениях.
Так-то оно так. Но в том-то и дело, что человек – великий извращенец. Все он может извратить, причем, даже незаметно для себя.
Может он извратить и веру. И вера, которая изначально явилась откровением Свыше, у человека может стать инструментом для жизни здесь и сейчас.
Подчас, вполне удобным инструментом.
Увы – все это касается и нас, православных христиан. Мы тоже точно так же извращаем свою веру и уподобляемся обыкновенным язычникам.
Так что же нас объединяет? Даже не просто объединяет, а делает едиными по своей мировоззренческой сути?
Прежде всего - отношение к жизни, к ее смыслу, ее целям и средствам существования. Отношение к тому, что есть главное в этой жизни и что мы должны в ней искать.
Для христиан все это четко и ясно выражено в следующих словах Иисуса Христа:
«Итак не заботьтесь и не говорите: «что там есть?» или «что пить?» или «во что одеться?»
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Мф. 6. 31-33.
Обратите внимание на то, как Сам Христос проводит водораздел между христианами и язычниками.
Это разделение очень просто, ясно и недвусмысленно:
- язычники ищут «есть, пить, одеться»;
- христиане – Царства Божия и правды Его.
А теперь давайте честно ответим себе самим: мы действительно ищем Царства Божия и Его правды?
А может, все-таки – «есть, пить и одеться»?
Ведь если второе – то мы язычники, как бы мы себя при этом не называли. И то, что мы себя называем «православными», не может ничего изменить.
Для настоящего христианина «есть, пить и одеться» - это всего лишь «приложение», приложение к его вере.
Он ищет Царства Божьего и Его правды, а «все остальное» - в виде всех материальных средств существования - просто «прикладывается» к этим поискам.
Но разве мы так себя ведем? Мы, которые называем себя «православными христианами»?
Нет - мы, несмотря на прямые слова Христа, не верим Ему, не верим, что это все нам будет просто «прилагаться».
Нет – для нас это такие же «сказки», как и для язычников. Чтобы все это «приложилось» - работать надо, а не искать Царства Небесного.
Мы тоже «прежде всего» ищем, как себя обеспечить, как найти средства для того, чтобы «есть, пить и одеться», а Царство Небесное – подождет.
Причем, это в лучшем случае. А в большинстве случаев – мы вообще о нем не думаем.
Никак – ни «прежде» «есть, пить и одеться», ни «после».
Мы действительно «православные язычники», ибо ходим в храмы не для того, чтобы обрести Царство Божие и Его правду, а для того, чтобы все в этой жизни было благополучно, чтобы у нас и у наших ближних всегда было «есть, пить и одеться» и необходимые для этого здоровье и благополучие.
Разве это не так?
Спросите себя, когда вы последний раз серьезно раздумывали о Царстве Божьем и о Его правде?
О том, где оно начинается и как туда можно попасть? О том, внутри нас ли оно или внутри христианской общины? Как оно обретается? Как связано с загробной жизнью и вечностью? Какие там законы? А ведь законы должны быть, если это «Царство»?..
Или о том, что такое правда Царства Божьего? Как она выражается и как определяется? Ведь если есть правда, то есть и ложь об этом Царстве? Как их различить?..
Вопросы можно умножать и дальше, но стоит ли?..
Ведь мы их не задаем ни себе, ни нашим духовникам и священникам. Просто по одной причине – они нас не интересуют.
Зато вопросы здоровья и благополучия – это да! Это самое насущное для нас. Тут у нас масса вопросов, и именно ими мы забрасываем священников на исповедях.
Но тогда кто мы? Не православные ли язычники?
Увы - так оно и есть.
Ведь любое язычество тем и отличается, что для него главное – жизнь здесь и сейчас со всеми ее потребностями «есть, пить и одеться».
Это есть самое главное в жизни, тут – главные цели и устремления, а «боги» - только помогают обслуживать и устроить эту жизнь.
Не случайно, что в большинстве языческих верований (как и в славянском язычестве) представления о загробной жизни очень туманны и неопределенны.
То ли тени, то ли перерождения, то ли нави и прави…
А зачем в этом глубоко разбираться – это несущественно. Главное пожить «здесь и сейчас» в этой жизни, а не думать, что будет после смерти.
Главное – «есть, пить и одеться».
Спросите любого православного, что для него главное в жизни.
И он назовет те же самые «вещи», только в «облагороженном» смысле – семья, Отечество, работа…
То есть все, как и у язычников – здесь и сейчас, в этой жизни.
Но по сути – это будут те же самые «есть, пить и одеться».
Скажет ли кто-то о Царстве Небесном – что это главное в жизни?
Увы – в моей жизни таких случаев не было. Может, были у вас – поделитесь. Но очень сомневаюсь.
Да, мы стали язычниками. Язычниками православными, что еще больше отягощает нашу с вами вину.
Ибо это уже лицемерие - тот грех, который больше всего обличал Иисус Христос.
Мы – язычники, но нам надо изобразить христианскую веру в тех или иных формах «православного прикида».
Мы и крещены, у нас и крестики на шеях, и в храмы мы ходим, и посты соблюдаем, и исповедуемся, и причащаемся…
Но при всем при этом, мы не христиане – а язычники…
Что может быть трагичнее и горше?