Долго собирался с мыслями для того, чтобы написать этот пост. Очень не хотелось восторженной банальщины, которой в Интернете в отношении фресок Ферапонтова монастыря в Вологодской области просто «через край». А писать от души, не опустившись до банальных восторгов, сразу после посещения было бы затруднительно.
Для начала немного истории. Основанный учениками Сергия Радонежского, Ферапонтов монастырь стал первой обителью православия на русском Севере. Изначально он не был обижен вниманием власть придержащих: по легенде именно после молитв в здешних стенах Василий III и Елена Глинская наконец-то получили долгожданного сына (ну а то, что это оказался Иван Грозный, так претензий к монастырю тут вряд ли предъявишь). Многочисленные вклады и пожертвования позволили обители строить сооружения не из кирпича, а из белого камня (своеобразный родственный привет храмам Владимиро-Суздальской Руси и стольного града Москвы).
Однако за подъёмом всегда можно предугадать и упадок. 10-летняя ссылка в Ферапонтов монастырь патриарха Никона стала точкой угасания могущества и богатства обители. В следующем XVIII веке монастырь был упразднён, а краткое возобновление его деятельности в начале XX века было прервано в 1927 году.
Впрочем, у монастыря оказалась очень серьёзная охранная грамота, позволившая сохранить его архитектурную целостность от разрушения: фрески XV века, принадлежащие гению великого Дионисия. Последняя работа в жизни великого мастера, выполненная им на стенах собора Рождества Пресвятой Богородицы, надёжно защитила уникальный памятник архитектуры от любых попыток его разрушения со стороны власти, которая особо не церемонилась с культовыми сооружениями. Тщательнейшее внимание к сохранности фрескового поля, самоотверженный труд хранителей, постоянный многолетний контроль со стороны лучших экспертов по культуре древней Руси позволяют сегодня в полной мере оценить памятник архитектуры, включённый в 2000 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итак, войдём в собор.
Что поражает сразу? Пожалуй, мягкость цветов, сходных в чём-то с палитрой Джотто в Капелле Скровеньи в Падуе. Понятно, что шедевры разделяют почти два века, однако они сходны по создаваемой ими умиротворяющей атмосфере. Фрески и Джотто, и Дионисия не заставляют напрягать нервы, не ломают настроение, не вызывают лихорадочную дрожь или желание броситься со всех ног прочь. Они словно тихая музыка входят в душу и начинают звучать в абсолютной гармонии с ней. А если принять во внимание то, что фрески Дионисия в соборе ни разу за всю историю своего существования не поновлялись, то получается эффект полного погружения в ту далёкую эпоху.
Что поражает чуть позже (но почти сразу)? Обилие сюжетов: более 100 на внутренних и внешних (!) стенах собора. К традиционным новозаветным добавлены шесть Вселенских соборов, а также многочисленные сюжеты на основе акафистов и икосов. И, конечно, замечательная по мощи выполнения фреска «Страшный суд» (ох уж эта Геенна Огненная с процарапанными абрисами фигур грешников).
Краеугольной идеей, объединяющей фресковое полотно в смысловое единство, является житие Богородицы, чей земной путь прописан до мельчайших подробностей. Например, на восточной стене собора есть сразу четыре изображения «Благовещения», создающих впечатление полного присутствия при этом сюжете. А согревающее каким-то внутренним теплом «Ласкание Марии» (какое красивое слово «ласкание», описывающее родительскую ласку по отношению к маленькому ребёнку)? При этом, при всём обилии сюжетов, ни на секунду не создаётся впечатление излишества или художественного смешения: здесь просто невозможно потерять нить художественного повествования.
Что поражает после? Сроки! Для создания шедевра площадью более 600 кв.м Дионисию и двум его сыновьям понадобилось всего 34 (прописью: тридцать четыре) дня. Отказ Дионисия от платы за выполненную работу. И, если можно так сказать, печальная уникальность. После того, как злом войны были уничтожены фрески новгородских храмов Спаса на Нередице, Спаса в Ковалёве и Успения в Волотове , роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы фактически остался одним из немногих примеров единых фресковых решений, сохранившихся с давних времён. Ведь даже уникальные фрески Мирожского монастыря (XII в.) (писал об этом в одной из предыдущих публикаций) в Пскове дошли до нас далеко не в том состоянии, чтобы воспринимать их как единое целое.
Что многократно усиливает впечатление? Потрясающая по своей красоте северная природа, спокойная гладь Бородаева озера у стен монастыря, звенящая тишина (повезло приехать в Ферапонтово в будний день)….И ещё замечательные хранители этого сокровища, чей исключительный профессионализм дополняется очень внимательным отношением к тем, кто искренне интересуется историей и красотой этого шедевра.
…Леонардо да Винчи, современнику Дионисия, приписывают слова-девиз: «Нужно уметь видеть». Так вот в этом замечательном месте не нужно уметь видеть. Не нужно уметь читать между строк. Не нужно искать скрытые контексты. Здесь нужно просто смотреть, наслаждаться увиденным и пить его как чистую родниковую воду, которая, не имея вкусов и контекстов, радует и позволяет чувствовать себя обновлённым и полным сил!