Найти тему
Bygone

Призрак в Смольном

1 декабря 1934 года в коридоре Смольного был застрелен первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и друг Сталина Сергей Миронович Киров. Этот прискорбный факт вызвал весьма неоднозначные последствия. Так, пока шло расследование громкого убийства, по городу на Неве поползли слухи: мол, погибший большевик и не думал покидать Смольный...

Сергей Миронович Киров
Сергей Миронович Киров

В эти байки сложно поверить, однако распространялись они по Ленинграду с фантастической скоростью. И виной тому были охранники, патрулировавшие по ночам коридоры Смольного. По их рассказам, первым с Сергеем Мироновичем столкнулся начальник местной административно-хозяйственной службы. Причем произошло это спустя всего несколько недель после гибели секретаря обкома.

Киров с нами!

А потому повстречавшийся с ним бедолага даже не сразу и сообразил, что ему навстречу идет... призрак. Позднее, немного отойдя от шока, бедняга поведал своим коллегам следующее: «Идет как живой, только холодом от него веет и затылок, куда пуля вошла, раздроблен и весь черный от крови». Не верящие ни в Бога, ни в черта коммунисты лишь посмеялись над такими откровениями, но, как оказалось, зря. После этого случая привидение Кирова частенько видели в коридорах Смольного, вот только к людям он больше не приближался. Когда же началась Великая Отечественная война, умолкнуть пришлось даже самым упертым скептикам. Дело в том, что во время боев, когда фашистские самолеты совершали налеты на Ленинград, темный силуэт Сергея Мироновича практически каждую ночь видели на крыше Смольного. Вначале часовые принимали эту странную фигуру за вражеского парашютиста, прибывшего в город с тайной миссией, и вели по нему прицельный огонь. Вот только пули не причиняли «врагу» ни малейшего вреда, а появлялся он с завидной регулярностью на одном и том же месте. Однажды некий офицер решил во что бы то ни стало разобраться с этой загадкой. Подкараулив его появление, он навел на «фашиста» прицел снайперской винтовки и увидел, что все это время его люди пытались убить уже давно почившего Кирова. После первого шока он немедленно доложил о «защитнике Смольного» вышестоящему начальству и получил строгий выговор. Конечно же, в мирное время офицера, воевавшего с призраком, ждало бы более суровое наказание, но тогда же бедолага, можно сказать, отделался легким испугом.

А призрак Кирова практически всю блокаду не покидал свой «пост» на крыше Смольного, и постепенно солдаты привыкли к его темной фигуре. Рассказывали, что появление бывшего секретаря обкома даже радовало красноармейцев.

После войны о призраке Сергея Мироновича долгое время ничего не было слышно. И появился он лишь в 1991 году. Тогда после провала путча его товарищи по партии спешно покидали свои теплые кабинеты, что, видимо, весьма не понравилось Кирову. По рассказам очевидцев, он в течение нескольких недель обдавал пакующих вещи недостойных преемников могильным холодом, пугал их своим перекошенным от злобы лицом да грозил огромным жилистым кулаком припозднившимся партаппаратчикам.

Сегодня об этом привидении ничего не слышно. Похоже, что призрак Сергея Кирова навсегда покинул Смольный.

Чертов берег

Хотя некоторые эзотерики считают, что такое вряд ли возможно. Ведь убит был Киров на проклятом - Чертовом месте, а значит, дух несчастного навеки остался его заложником. Дело в том, что, согласно исследованиям этих людей, Смольный построен на зловещем заповедном берегу, известном людям еще в незапамятные времена. Причем этот факт подтверждают исторические источники. Так, в Стокгольме, в историческом музее картографии хранится любопытный план XIV века, составленный неким Карлом Юлием. На нем с удивительной точностью изображена шведская волость Ингерманландия, которая сегодня является Ленинградской областью. Территория, где в наши дни стоит Смольный, тут помечена пентаграммой и названа «Дьявольским местом». Согласно примечанию автора, тут не рекомендовалось останавливаться на ночлег проплывающим мимо купцам. А проживавшие в этих краях карелы величали здешний заповедный край Чертовым берегом и также старались держаться от него подальше. Завоевавшей же в ходе Северной войны заветные земли Петр I в мистику не верил и распорядился поставить тут Смоляной двор, где бы хранилась смола для Адмиралтейской верфи. Известно, что однажды некий старик пытался предупредить императора о коварстве Чертова берега, да только тот приказал гнать его в шею. Однако смолокуры в те времена и сами считались людьми, водящими дела с нечистой силой, а потому темные духи не смогли причинить им вреда. После смерти императора Чертов берег долгое время оставался бесхозным. По приказу Анны Иоанновны тут был построен Смольный дом, который, однако, пришлось вскоре снести по непонятным причинам. Затем царица Елизавета Петровна попыталась построить здесь женский монастырь, но из-за нехватки средств этот проект пришлось «заморозить». Так, Чертов берег пустовал до 1764 года, пока здесь не был возведен институт благородных девиц - первое в России женское образовательное учреждение.

Пропавший истопник

О том, беспокоили ли древние духи бедных смолянок, сегодня, увы, ничего не известно. Однако существуют рассказы о некоем флигеле, стоявшем во дворе института, к которому барышни боялись приближаться даже при свете дня. Некий истопник из института, Егорка Распадников, славившейся своей фантастической храбростью, решил потешить скучающих девушек.

Он сообщил воспитанницам, что ночью в полнолуние непременно зайдет в зловещий флигель. Эта новость вызвала самый настоящий фурор. Когда же на небо взошла полная луна, добрая половина воспитанниц наблюдала из окон своих спален, как бесстрашный Егорка прошествовал по двору к заветному зданию, открыл дверь и, отвесив барышням шутливый поклон, шагнул внутрь. И... исчез. Юные девы, прождав его почти час, улеглись спать, но утром оказалась, что Егорки нигде нет. По приказу классных дам была обыскана вся территория института, в том числе и заветный флигель. К великому изумлению барышень, дверь в него оказалась заперта на ключ, а внутри, кроме старой мебели, покрытой толстым слоем пыли, никого не было. Вот так несчастный Егорка Распадников поплатился за свое безрассудство.

А вскоре над страной закружили революционные вихри. Здание Смольного института стало штабом Петроградского военно-революционного комитета. Конечно, занявших его большевиков всякая чертовщина занимала в последнюю очередь, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Трудно поверить, но существует предание, что перебраться из Петрограда в Москву советское правительство вынудил таинственный призрак. Так, в конце ноября 1917 года на территории бывшего института был застрелен некий «буржуй». В то время это считалось обычным делом, слишком много недовольных новой властью людей ставилось тогда к стенке без суда и следствия. Вот только, если верить словам очевидцев, этот убитый стал прогуливаться ночами в коридорах Смольного и однажды даже напугал самого Ленина. Тому, мол, такое соседство не понравилось, и вскоре советское правительство перебралось в более спокойный Московский Кремль, свободный от привидений. Сегодня же Смольный служит резиденцией губернатора Санкт-Петербурга, и подобные истории из загробного мира, казалось бы, остались в прошлом. Хотя, по словам эзотериков, духи лишь затаились и ждут подходящего часа, дабы отвоевать у людей свой исконный Чертов берег.