Задний или передний?
Для начала давай разберемся какие бывают адаптеры для мотоблока. На сегодняшний день адаптеры делятся на два вида передние и задние.
1. Задний адаптер для мотоблока
Еще в 90-е годы, те кто купили мотоблок Каскад, Луч или Нева, уверен что видели в руководстве по эксплуатации тот самый заводской адаптер заднего типа. Несмотря на то что он и по сей день пользуется спросом, его нельзя снять со счетов, но есть у него ряд недостатков.
Он представляет из себя простую конструкцию в виде - монорамы с сиденьем+жесткая балка с колесами и ленточными тормозом. По стоимости от 10-20 т.р.
На мой взгляд, это самое бесполезное вложение денег. Большинство людей кто его купил, после покатушек закинули его в дальний угол пылится. Объясню почему. У заднего адаптера есть ряд минусов:
1) Управление - осуществляется непосредственно "рогами" мотоблока, что крайне не удобно, особенно по неровной поверхности, необходимо прилагать усилие чтобы с ним справится.
2) Ленточный тормоз - бесполезное устройство которое тормозит в первый месяц, после забивается грязью и не держит мотоблок.
3) Не правильная развесовка - самый главный недостаток , это бездумная развесовка. При такой сцепке необходимо утяжелять мотоблок, загружать его доп весом. Вы представьте, вес мотоблока 80-100 кг, за него мы цепляем задний адаптер весом в 30-40 кг + сами садимся это еще 70-100 кг. Итог - мотоблок весом в 100 кг должен тащить за собой больший вес, естественно он начинает просто пробуксовывать на наклонном рельефе и сыпучему грунту, как следствие - не едет. Это я не говорю если еще зацепить сзади за адаптер навеску с плугом, мотоблок в таком случае будет просто стоять на месте и буксовать, т.к. ему не хватит веса.
4) Невозможность установки прицепа - задняя компоновка не позволяет уверенно и удобно эксплуатировать прицеп, т.к. имеет два узла перелома. Для работы с прицепом придется отцеплять задний адаптер и устанавливать прицеп напрямую к мотоблоку. Что несет за собой опять же неправильную развесовку и вызывает пробуксовку передних колес мотоблока при полной загрузке прицепа.
И второй вариант с рулевым редуктором:
С виду вроде поинтересней и казалось бы, ушли от "рогов" и появился нормальный руль и тормоза "дисковые" и вроде почти уже трактор-переломка, но нет! За него просят уже 30-35 т.р.
1) Самый главный показатель - развесовка - только усугубился в худшую сторону. Вес адаптера стал еще больше в сравнении с предыдущим, и как следствие, загружать его надо еще больше весом, что бы избежать более частой пробуксовки мотоблока по наклонному рельефу и сыпучему грунту. По факту получилась таже самая бесполезная тележка, предназначенная только для перевозки себя любимого. Про навесное в виде плуга или окучник я даже не говорю, он его повезет еще хуже чем предыдущий пепелац, т.е будет буксовать сам мотоблок.
2) Переломка - при узкой колее в 60-70 см, при повороте на неровном рельефе велик шанс опрокидывания.
2. Передний адаптер для мотоблока
Альтернативой заднего является передняя компоновка адаптера.
Именно на эту версию я подготовил подробную инструкцию для сборки своими руками адаптера для мотоблока, с подробными чертежами и размерами рамы - "Инструкция для самостоятельной сборки"
После нулевых появились первые упоминания про передние адаптеры для мотоблока, и в Питере даже кто-то начинал их выпуск, но ввиду отсутствия спроса, производство закрылось. Вновь про них заговорили уже ближе к 15-17 гг. И именно в 2017 году появился первый передний адаптер с кузовом и рулевым управлением. Пермская компания "Адаптеры КтЗ" стала первопроходцем именно в такой компоновке адаптера, после с них скопировали еще 3 других производителя, в результате чего больше людей стало понимать о возможностях данной компоновки. По стоимости выходит в 30-40 тр.
И так, перейдем к преимуществам переднего адаптера для мотоблока перед задним:
1) Наличие кузова - это условно мини Т-16 для своего участка. Благодаря, опрокидыванию кузова, позволяет перевозить любые сыпучие материалы, в т.ч. перегной и навоз, с легкой разгрузкой - опрокидыванием
2) Единая база с автомобильной компоновкой поворота колес позволяет уверенно себя чувствовать на неровном рельефе при узкой колее 60-70 см
3) Развесовка - самое главное преимущество при такой компоновке. Водитель своим весом загружает ось мотоблока, что в разы увеличивает проходимость в наклонном рельефе и по сыпучим грунтам. При данной компоновке, мотоблок толкает адаптер, а не тянет как с задним адаптером, это крайне важно. Для примера - многие ездили на заднеприводной классике ВАЗ-2101-2107, когда попадаем на ней в грязь, если она не загружена, то сразу начинает буксовать безуспешно, а если взять передний привод ВАЗ-2108-2109, то в аналогичной ситуации она без проблем проходит препятствие в виде той же грязи. В этом и заключается ключевое преимущество переднего адаптера перед задним.
4) Возможность установки прицепа - за счет единой базы с прицепом управляться легко, аналогично как с трактором или автомобилем, так как имеем только один узел перелома, и правильную развесовку, чего в свою очередь невозможно при заднем адаптере.
Вывод: думаю каждый сделает его сам, т.к. условия эксплуатации у каждого разные и видение принципиальных законов физики, во преки, у каждого свое.
Более детально с передними адаптерами КтЗ можно ознакомится на наших ресурсах:
- Группа Вконтакте более 25 тыс. подписчиков - https://vk.com/ktz59
- Канал на Ютюб - https://www.youtube.com/c/мастерскаяКТЗ