По воли судьбы на год я был изолирован от каких-либо благ культурно жизни: кино, музыки, а главное театра. Несколько месяцев я тешил себя мечтами, как вновь окажусь в удобном велюровом кресле перед сценой. И, о какая же удача ,что после многодневной спячки пробудить меня ото сна был призван именно этот спектакль - « Лондон Шоу»
Прекрасный и на первый взгляд незамысловатый водевильчик в постановке Константина Райкина. Режиссёру прекрасно удалось перенести роман-фантазию Бернарда Шоу «Пигмалион» на сцену Сатирикона, но, как в любой другой постановке, по величайшему произведению, в нем можно найти как сходства с первоисточником, так и различия.
Пьеса Пигмалион является ироничной аллюзию на миф времен античности о скульпторе,что влюблен был в свое величайшее творение. Воля богов даровала скульптуре жизнь.
Первому благодарный читатель всегда рад .Видеть ,что знакомые и узнаваемые детали на месте всегда приятно, ведь через них к зрителю скользят тонкие, никому не заметные, нити - нити идей автора. Второму же всегда рад истинный ценитель. Ведь нигде, как в различиях, открывается талант режиссёра и талант актеров, воплощающих режиссёрский замысел на сцене, но обо всем по порядку…
Следование оригиналу. С первых же секунд мы можем наблюдать как первое действие романа, которое было призвано познакомить читателя и зрителя со всеми главными героями, было дерзко и оригинально переведено в черно-белое кино, сопровождающиеся жутким скрипом (как потом выяснилось ,это был утиный крик).
Все диалоги ,события, реплики все это было принесено в жертву минутному смеху. Человек знакомый с оригиналом ничего не потерял бы ,но и приобрел не много. Новичок же мог немного смутиться и растеряться. Эксперимент был бы плаченым ,если бы роль первого действия не взяло на себя достаточная ясность второго. Далее в спектакле еще несколько раз применялся подобный приём, но уже успешнее, так как были обыграны сцены ,неосвещенные ,но упоминаемые в романе - такие как тренировки Хигинса и Пикеринга с Элизой и конечно же ее триумф на посольском балу.
К слову о героях: некоторые из них ,если не все ,были перенесены со строк романа с такой же оригинальностью, как и переработанные сцены. Хорошо был отыгран каждый персонаж и Хигинс Артема Осипова и Пикеринг Сергея Бабкова, и, конечно же, Элиза Елизаветы Мартинес Карднос, для которой, к слову, эта была первая главная роль .Старанием актеров каждый герой получился в сотни раз смешнее чем в произведении. Благодаря идеально выдержанным интонациям, нарочитому переигрыванию в постановке некоторых движений ,хохот в зале не угасал ни на минуту.
Вспомнить того же отца главной героини, Альфреда Дулитла. В произведении Б.Шоу этот герой словно был скован в движениях, но отнюдь не в свободе речи. Он получился запоминающимся ,но только благодаря исключительной оригинальности своих идей, которые он выражал, требуя со знатока фонетики Генри Хигинса деньги. Денису Суханову же удалось сделать этого героя еще ярче , сделать его еще более значимым для зрителя. Его комичность в движениях, возгласы и стоны, причитания и постоянные почесывания буквально о любой предмет интерьера, сделали этого персонажа неподражаемым. Хохот и овации обрушивались на актеров в минуты игры Дениса .
Не далеко ушла и дочь Альфреда ,Элиза. В дни своей безграмотности и общей «дремучести» Елизавета заставляла ее скакать по карнизам комнаты ,подобно мартышке в джунглях .
Но Константин Райкин не был бы хорошим режиссёром ,если бы позволил зрителю только улыбаться да смеяться.
Соблюдая канон Бернарда Шоу режиссёр оставил ,все сцены с серьезным и глубокомысленным содержанием. Перенесла на сцену их Елизавета. Так уж было задумано, что в «Лондон Шоу» ,что в «Пигмалионе» ,от ее героини исходили самые сокрушительные вопросы : Почему? За что? Как так можно?
Ближе к концу спектакля зритель утирая слезы ,мог различить главные мысли, которые пытался донести автор «…Мы зависим от тех ,кого приручили едва ли не больше чем они от нас…» «…Эта история про ответственность творческого человека пере людьми…». В завершение всего трагичный финал ,какой и задумывался Бернардом Шоу. Главный герой был наказан за гордыню и высокомерие. Элиза ушла в элегантной привитой ей манере, оставив Хигинса одного на площади.
Что это как ни самый грамотный гамбит за историю театра? Расположить к себе зрителя , дать ему расслабится и в тот момент ,когда глаза застилает пелена слез от смеха, в это уязвимый момент, вонзить горькую правду жизни, которую все так боятся принять добровольно.
Если попытаться дать однозначный ответ на вопрос «Стоит ли идти на «Лондон Шоу»? ,то он будет звучать примерно так « Да! Да! И еще раз да!». Я рекомендую этот спектакль всем тем ,кого одолела грусть в эти слякотные дни.
В таких случаях ,это то что нужно, остерегайтесь лишь финальных сцен, которые грозят оставить вас наедине с собой и тягостными размышлениями. Знакомому с оригиналом и нет, знатоку сцены и тем, кто впервые собирается в театр, и просто не знает с чего начать - всем может понравится этот спектакль.
Легкий водевиль, за которым скрывается серьезная идея, поставленный и срежиссированный с высоким профессионализмом и отдачей - вот что такое «Лондон Шоу».
#театр #москва #развлечения и досуг #искусство