#Пророк #Михей происходил из селения Морасфа (на юго-восток от Иерусалима) и пророчествовал в Иудее при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, т.е. примерно в 740-695 гг. до Р.Х., и был современником Исаии и Осии.
#Эпоха этих пророков была наполнена бурными историческими событиями, волновавшими весь Восток и отразившимися на истории Израиля и Иуды. Но разные условия жизни, в которых находились пророки, в частности #Исаия и Михей, отразились на писаниях обоих пророков.
В то время, как Исаия, стоявший по своему аристократическому положению в близких отношениях к царскому двору, обнаруживает живой интерес к политическим движениям времени, стремится дать направление этим движениям и описывает жизнь и нравы столицы; Михей – выходец из деревни Морасфы – в своих проповедях для Иудеи был тем же, что #Амос для Израиля. Он, подобно Амосу, в своей книге выступает, главным образом, как моралист, совсем не затрагивает политических ситуаций своего времени и везде говорит, как выходец из народа.
Язык его отличается простотой, конкретностью, а иногда даже резкостью, смелым чередованием образов и игрой слов. Его близость к простому народу выражается в том особом сочувствии к обиженным, когда Михей говорит о преступлении богатых против бедных, наглядно изображая, как иудейские вельможи на своих ложах изобретают средства для своего обогащения за счет бедных.
В книге много образных, живых выражений, заимствованных из деревенской жизни.
О Михее имеется упоминание в книге пророка #Иеремии. Некоторые из старейшин, поддерживая предсказания Иеремии о печальной судьбе Иерусалима, напомнили всему народному собранию, что об этом же пророчествовал Михей Морасфитянин во дни Езекии. Память пророка Михея празднуется Церковью #27 #августа.
Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения пророка Михея, сына Иемвлая, пророчившего в Израильском царстве во времена пророка Илии, при нечестивом царе Ахаве, и не оставившего писаний.
Книга пророка Михея состоит из семи глав и может быть разделена на 3 части.
· 1 часть (1-3 главы) содержит предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима.
· 2 часть (4-5 главы) говорит о спасении Израиля и языческих народов через Старейшину из Вифлеема.
· 3 часть содержит обличительные речи на Израиля и возвещение надежды на спасение.
В первой части пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии вместе с ее идолами, затем, с такой же угрозой он обращается к Иерусалиму (1 глава). Причиной Божественного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, в особенности же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей.
Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали планы ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства. К этой теме пророк возвращается неоднократно.
Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, когда предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну».
Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: я буду пророчествовать тебе о вине и сикере, то он бы был угодным проповедником для этого народа».
Вторая часть содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 году и обращенные к жителям Иерусалима, дабы те не впали в отчаяние от подобной же участи.
Здесь в 4-й главе Михей дословно повторяет пророчество Исаии о возвышении Горы Сиона (Господней). Настанет время, говорит пророк, когда гора Сион прославится более всех гор, ибо к ней соберутся все народы, чтобы научиться закону, который выйдет из Сиона и Иерусалима.
Мнения экзегетов по этому поводу следующие, их четыре:
1) оба пророка, вероятно, получили одинаковое откровение;
2) Михей приводит пророчество Исаии, которое тогда знали все иудеи, подтверждая тем самым его важность и неизбежность исполнения;
3) пророк Исаия приводит в своей книге пророчество Михея;
4) оба пророка заимствовали более древнее пророчество о горе Господней.
Верным, очевидно, приходится признать второе мнение, ибо Исаия подробно говорит о бывшем ему откровении от Бога.
Это пророчество рассматривали многие отцы Церкви (Иустин мученик, Ириней Лионский, Тертулиан, Блаженный Феодорит, Климент Александрийский, Ефрем Сирии, Иоанн Златоуст) и все подчеркивали, что мессианское значение этого пророчества намного шире по содержанию, нежели историческое его понимание (возвращение из плена). Здесь, по мнению святых отцов, пророк Михей предсказывает распространение евангельской проповеди среди евреев и язычников.
Утешительные пророчества этой части заканчиваются предсказанием о приходе Старейшины из Вифлеема, Который защитит остаток Иоаннов, сделает его мирным и святым народом, среди которого уже не будет коней, колесниц и предметов ложного богопочитания.
Третья часть (6-7 главы) заключает в себе речи пророка, относящиеся к разным периодам его служения. Призывая во свидетельство горы и холмы, пророк обличает Израиль в неблагодарности и отступничестве от Бога. Господь через Михея напоминает Своему народу о многочисленных благодеяниях, оказанных ему по исходе из Египта. Далее говорится о
бесчисленных грехах народа Божия: кругом ложь, обман и угнетение бедных.
Торговцы наживаются на обмане, применяя уменьшение меры, неверные весы и гири; начальники и судьи оставили всякую правду. При таком положении дел бедный человек
совершенно беззащитен. Возвещая наказание, пророк, однако, выражает надежду, что Господь помилует остаток наследия Своего, изгладит беззакония его и, как в дни исхода из Египта, явит дивные дела Свои.
Содержание Книги пророка Михея:
- разрушение Иерусалима и Самарии (Мих. 1–2 гл.);
- грехи жителей Иудеи (Мих. 3 гл.);
- о Царстве Мессии (Мих. 4 гл.);
- о рождении Христа в Вифлееме (Мих. 5 гл.);
- суд над народами (Мих. 6 гл.);
- о милости к верным (Мих. 7 гл.).
Все предсказания пророков, за исключением тех, которые относятся к последним временам, исполнились, и часто – с поразительной точностью. В особенности нам дороги предсказания о Спасителе мира, о Церкви и благодати Божией, подаваемой верующим. Утешительно в пророческих книгах еще то, что как бы зло временно ни ликовало, оно будет полностью истреблено Богом и правда восторжествует; вечная жизнь и блаженство – вот что ждет верующих!
Главными событиями разбираемого здесь второго пророческого периода, начавшегося после царя Манассии, т.е. по IV столетии до Р.Х., были:
- религиозная реформа царя Иосии (639–608 гг. до Р.Х.),
- усиление Вавилонского царства,
- разрушение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р.Х.),
- восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р.Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова.