Михаил Васильевич Грешилов родился в 2 (15) ноября 1912 года в деревне Будановка (ныне - Золотухинского района Курской области) в крестьянской семье. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Курске. Работал электромонтёром в городе Магнитогорске на коксохимическом комбинате.
В 1937 году окончил военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Служил на Черноморском флоте командиром штурманской боевой части субмарины «Щ-202», затем помощником командира подводной лодки «А-1».
В 1940 году окончил Высшие специальные классы командного состава при Учебном отряде подводного плавания.
В августе 1940 года – назначен командиром строящейся в Николаеве подводной лодки «М-35». Экипаж вместе с заводской командой активно участвовал в достройке лодки. Успешно окончив заводские и швартовые испытания, а также сдав все экзамены по плаванию, субмарина в начале декабря 1940 прибыла в Севастополь и вошла в восьмой дивизион второй бригады подлодок Черноморского флота. На протяжении двух следующих месяцев команда под руководством М.В. Грешилова устраняла все найденные дефекты, и в конце января 1941 «М-35» успешно завершила государственные сдаточные тесты. После этого Михаил Васильевич приступил к тренировкам команды. Экипаж приводил все устройства и механизмы в образцовое состояние, репетировал несение дозорной службы, проводил общекорабельные учения. В конце марта «М-35» в первый раз самостоятельно вышла в море, а 2 апреля отправилась в первый трехсуточный поход, во время которого было произведено первое самостоятельное погружение и первая торпедная атака.
С первого дня Великой Отечественной войны М.В. Грешилов участвовал в боях. Под его командованием подводная лодка «М-35» совершила 19 боевых походов, потопила 4 транспорта врага.
23 октября 1941 года «М-35» находилась на позиции к северу Констанцы. На третьи сутки, 26 октября, подводники обнаружили три буксира, над которыми кружили самолеты охранения. Не решившись на дневную атаку, М.В. Грешилов преследовал конвой весь день, а к ночи, всплыв в позиционное положение и догнав буксиры, открыл по ним артиллерийский огонь. Буксир под обстрелом обрубил канаты, в результате чего два парома оказались брошенными в море. Это был первый случай потопления вражеского судна артиллерией подводных лодок на Черноморском флоте. А на следующий день, 27 октября, «М-35» успешно торпедировала германский транспорт «Schiff 29» водоизмещением свыше шести тысяч тонн.
21 октября 1942 года подводная лодка «М35» провела успешную атаку против конвоя противника и потопила танкер «Ле прогресс». После попадания торпед судно разломилось на две части и затонуло. Сразу после взрывов все корабли охранения ринулись в сторону советской подлодки, щедро разбрасывая глубинные бомбы. Отключив мотор и прочие шумящие приборы, «М-35» легла на грунт.
М.В. Грешилов вспоминал: «На катерах не знали нашего точного местонахождения и были вынуждены бомбить вслепую… Одна из бомб разорвалась так близко, что лодку приподняло на полметра над грунтом и она накренилась на левый борт. В пятом отсеке погас свет, из строя вышел амперметр электродвигателя… Нас преследовали восемнадцать часов, сбросили тридцать две бомбы, абсолютно все механизмы и приборы были выключены, в том числе и машина регенерации воздуха. Ребята задыхалась без кислорода, но мы их переиграли - у нас оказалось достаточно мастерства, воли и выдержки».
В конце 1942 года капитан 3-го ранга М.В. Грешилов назначен командиром подводной лодки «Щ-215». А его старой «М-35» было присвоено гвардейское звание.
23 августа 1943 года опытный подводник получил боевое задание в районе Босфора. На основе разведывательных данных командование ожидало вход в Черное море транспорта «Тисбе» с крайне важным стратегическим грузом - хромовой рудой. Спустя несколько дней нахождения на позиции противник был обнаружен.
М.В. Грешилов писал: «Слева транспорта шел миноносец, еще один справа, с каждого борта по два катера-охотника, а в воздухе гидросамолет. Все охранение двигалось переменными курсами. Подобного эскорта я доселе не встречал! Принял решение пересечь курс «Тисбе», выйти на левый борт транспорта и ударить со стороны берега».
Поднырнув внутрь кольца, образованного кораблями охраны, и, подстроившись к их движению, «Щ-215» в 19:35 атаковала транспорт. Подряд были выстрелены четыре торпеды, три из которых поразили цель. После стрельбы лодка быстро погрузилась, а спустя 3 минуты после залпа первой торпеды рядом с «Щукой» прогремел взрыв глубинной бомбы, к счастью, не причинивший субмарине никакого вреда. К 20 часам неприятель сбросил более двадцати глубинных бомб, а в покое подводников оставили только к десяти часам вечера.
Потопление «Тисбе» стало огромным стратегическим успехом, не оставшимся незамеченным даже за рубежом. Спустя пару месяцев правительство США наградило М.В. Грешилова «Морским крестом» - высшим военно-морским орденом, которым отмечено всего пара десятков иностранных граждан.
Последний поход М.В. Грешилова в этой войне начался 20 марта 1944 года. Поставлена задача - при поддержке авиации наносить согласованные удары по конвоям противника, покидающим в панике Крым. На третьи сутки плавания прямо посреди Черного моря произошло ЧП - встал правый дизель. Однако команда не подвела - весь объем работ по ремонту был выполнен за тридцать шесть часов. Район позиции «Щ-215» находился между Констанцей и Севастополем, и уже в полночь 27 марта подлодка М.В. Грешилова успешно торпедировала фашистский транспорт.
Михаил Васильевич Грешилов за годы войны совершил на своих подлодках двадцать шесть боевых походов, потопив пять и повредив три корабля противника. За боевые заслуги он был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденом Нахимова второй степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленное при этом геройство» Грешилову Михаилу Васильевичу присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2912).
Летом 1944 Михаил Васильевич был назначен в штаб Черноморского флота. Его «Щука» получила звание гвардейской. Любопытно, что всего на Черноморском флоте имелось пять гвардейских лодок, две из которых находились под командованием М.В. Грешилова.
В 1948 году М.В. Грешилов окончил командный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. До 1959 года М.В. Грешилов служил в ВМФ: начальником оперативного отдела штаба Потийской военно-морской базы, в отделе штаба Черноморского флота в Севастополе. С мая 1951 года по декабрь 1957 года - преподаватель, старший преподаватель Военно-дипломатической академии Советской Армии. С декабря 1957 года по ноябрь 1958 года находился в распоряжении Управления кадров ВМФ СССР и с ноября 1958 года до увольнения в запас - в составе научно-исследовательской группы № 1 при Главнокомандующем ВМФ СССР.
С октября 1959 года капитан 1-го ранга М.В. Грешилов - в запасе, а затем в отставке. Работал старшим инженером в институте акустики АН СССР.
Жил в Москве. Скончался 8 марта 2004 года на девяносто втором году жизни. Похоронен на Ясеневском кладбище Москвы.
Навигатор: Морской Хронограф Calendar