Найти тему
Олег Подузов

30. Советские гоночные мотоциклы: Восход ШК 4.

Последним шоссейно - кольцевым мотоциклом производства Ковровского мотозавода стал Восход - ШК 4, созданный на основе Восход - ШК 3. Считается, что ШК 4 сменил в производстве предшественника в 1985 году, но эта информация нуждается в уточнении.

Изменения коллективом завода внесены в конструкцию рамы, обвес и обтекатель, двигатель, тормоза, колеса и подвески же остались без изменений. Характеристики мотоцикла -

Объем двигателя - 175 см3

Мощность двигателя 20 л.с.

Максимальная скорость - 180 км/ч

Выпускался Восход - ШК 4 до 1991 года, за это время он был модернизирован. Мотоциклы последних лет выпуска отличает веерная форма головки цилиндра и сам цилиндр.

Двигатель ранних ШК 4...
Двигатель ранних ШК 4...
и поздних.
и поздних.

Система зажигания применена традиционно бесконтактная с генератором 59.3701 и коммутатором 38А.3734. Мотоцикл имел лепестковый клапан и пластиковый переходник, который позволял ставить как карбюраторы Йиков, так и К - 63. В конструкции мотоцикла появился алюминиевый прямоточный глушитель. Вместо фрикционного рулевого демпфера применен пневматический.  Изменения коснулись рамы - по другому выполнены подножки, появился бугель для крепления заднего обтекателя. Новый топливный бак не имел штампованных деталей, он выполнен из листовой стали, сварен аргоном и имеет резкие рубленные формы - дань угловатой моде восьмидесятых. Внешне самое большое отличие от ШК 3 - новый пластик и переднее крыло.

Восход ШК 4.
Восход ШК 4.

Из за применения в коробке перемены передач шестерен с дорожных мотоциклов Восход, для достижения максимальной скорости передаточное отношение задней передачи пришлось сделать очень "длинным". Из за этого тронуться с места на первой передаче трудно, но при "старте с хода" это не имеет большого значения. Зато такое соотношение позволяет развивать высокую скорость, используя имеющиеся четыре передачи. На ходу мотоцикл ощущается как легкий, жесткий и точный в управлении. На поворотах жесткости рамы вполне достаточно, геометрия и жесткость подвесок позволяет контролировать траекторию, 160 мм тормоза хорошо останавливают этот легкий мотоцикл. Рулевой демпфер испытать не удалось, таких явлений, как "вобблинг" отмечено не было.

В таком виде мотоцикл выходил с завода - бак зеленого, синего или оранжевого цвета и неокрашенный гелькоут пластика. Отверстий для крепления лобового стекла завод не делал.
В таком виде мотоцикл выходил с завода - бак зеленого, синего или оранжевого цвета и неокрашенный гелькоут пластика. Отверстий для крепления лобового стекла завод не делал.
"Раздетый Восход - ШК 4".
"Раздетый Восход - ШК 4".

Теперь о грустном. Восход - ШК 4 устарел уже до того, как началось его производство, а в начале 90 х такие гоночные мотоциклы выглядели на трассах уже просто дико. Конечно, на это можно возразить, что мотоцикл предназначался для массового спорта, а не для спорта высоких достижений, однако почему тогда объем выпуска был около тридцати мотоциклов в год? Вряд ли это можно назвать массовым производством для СССР с населением около 290 000 000 человек. В общем, Восход - ШК 4 можно считать одним из примеров деградации некогда великой страны.

Однако сейчас Восход - ШК 4 вызывает интерес зрителей на выставках и в музеях, выглядит необычно и является ценным экспонатом. Давайте посмотрим на те мотоциклы, которые дожили до наших дней.

Мотоцикл, восстановленный нашим другом Edgars Baigais, сейчас находится в музее УГМК в Верхней Пышме.
Мотоцикл, восстановленный нашим другом Edgars Baigais, сейчас находится в музее УГМК в Верхней Пышме.
Восход - ШК 4 Сергея из Москвы.
Восход - ШК 4 Сергея из Москвы.
Еще один Московский мотоцикл.
Еще один Московский мотоцикл.
Мотоцикл Сергея Мисюра с Украины.
Мотоцикл Сергея Мисюра с Украины.
Еще один мотоцил с Украины, Олега Семенюка.
Еще один мотоцил с Украины, Олега Семенюка.
ШК 4 на фоне предшественника -ШК 3.
ШК 4 на фоне предшественника -ШК 3.
-13
-14
-15

Эти три мотоцикла тоже на Украине.

Восход - ШК 4 в продаже в Великобритании.
Восход - ШК 4 в продаже в Великобритании.
-17
-18

Эти два мотоцикла тоже продавались, фото из объявлений.

Мотоцикл легендарной Luule Tull из Эстонии.
Мотоцикл легендарной Luule Tull из Эстонии.
Два восхода из Свердловской области - 1990 и1988 годов выпуска.
Два восхода из Свердловской области - 1990 и1988 годов выпуска.
Второе место в номинации "Лучшая реставрация" на фестивале ETS в Екатеринбурге в 2022.
Второе место в номинации "Лучшая реставрация" на фестивале ETS в Екатеринбурге в 2022.

Напоследок - небольшой видеообзор и тест драйв.