С 01.03.2022 г. контроль за соблюдением правил применения ККТ регулируется законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ
Создан единый реестр контрольных мероприятий (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ).
Отныне проверку ККТ будут проводиться только внепланово, т.е. налоговая инспекция о предстоящей проверке уведомлять не будет. Проверка может проходить по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту установки кассы – онлайн.
Виды внеплановых налоговых проверок:
- контрольная закупка, проводится в присутствии двух налоговых инспекторов;
- документарная проверка, истребуют документы, запрашивают письменные пояснения, не может длиться более 10 дней;
- наблюдение за выполнением обязательных требований, сбор и анализ данных;
- выездное обследование, производят осмотр, в случае обнаружения нарушения, проводят контрольную закупку.
Профилактика нарушений:
- Информирование.
Контролирующий орган будет уведомлять налогоплательщика о законодательных «новинках» связанных с применением ККТ, путём размещения информации на сайте ИФНС и рассылки налогоплательщикам.
- Обобщение правоприменительной практики.
ИФНС будет ежегодно до 1 марта публиковать доклад, в котором будут официальные трактовки законодательных норм, бизнес сможет из применять, не боясь штрафа.
- Объявление предостережения.
Налоговики будут дистанционно сопоставлять данные ОФД, при обнаружении нарушения, вынесут предостережении. В случае если предостережение вынесено не правомерно, его необходимо обжаловать приложив подтверждающие документы об отсутствии нарушения в течение 15 дней, ИФНС ответит на ваше возражение в течении 10 дней со дня обращения.
- Консультирование.
Любой предприниматель вправе будет получить у инспекторов консультацию;
- по телефону;
- на личном приёме;
- в ходе надзорного или профилактического мероприятия.
- Профилактический визит.
Проводиться раз в три года как офлайн, так и онлайн (по видеосвязи). Инспекторы могут сразу посетить налогоплательщика после открытия бизнеса и регистрации кассы – онлайн.
Налоговик обязан сообщить о визите не менее, чем за 5 рабочих дней. Предприниматель вправе отказать в визите, уведомив об этом ИФНС не позднее, чем за 3 дня.
В процессе визита инспекторы могут только наблюдать, фиксировать нарушения и выдавать рекомендации. Выписывать штрафы не имеют права. Но, если будут зафиксированы нарушения, в этом случае грозит внеплановая проверка.
Для фиксации нарушений инспектор в праве проводить фото-, аудио-, видеозаписи после информирования и письменного согласия проверяемого.
Обжалование результатов проверки
После внеплановой проверки составляется акт контрольно-надзорного мероприятия, если будут зафиксированы нарушения, их отразят в предписании об устранении нарушений.
В предписании укажут действия, которые необходимо совершить предпринимателю для устранения нарушений, и срок, в который это нужно сделать.
В случае несогласия с решением ИФНС — можно подать жалобу. Жалобу должны рассмотреть в течение 20 рабочих дней, но могут запросить документы или дополнительную информацию о предмете жалобы. Срок представления документов и дополнительной информации— 5 дней.
Дополнительно:
С 01.03.2022 г. операторы ОФД обязаны предоставлять налоговикам доступ к фискальным данным в режиме реального времени, в моём понимании круглосуточно. Приказ ФНС РФ от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@.
Разработан перечень документов, который ИФНС размещает в кабинете ККТ. Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@
Определен порядок доступа в кабинет ККТ и порядок передачи документов в налоговую. Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@.