Найти тему
Словодел

Это страшное слово «дефолт»: может ли в России повториться сценарий 1998 года

Турбулентность в мировой экономике и вал антироссийских санкций не могут не вызывать у обывателей беспокойства. Граждане постарше уже вспоминают дефолт 1998 года. Разберемся, может ли это слово из 90-х вновь стать актуальным для отечественной экономики.

Дефолт как таковой — это невыполнение заемщиком своих обязательств перед кредитором. Дефолт могут объявить как частные лица и отдельные компании, так и государства. Причем он может быть как обычным, так и техническим. Во втором случае остается шанс, что погашение обязательств произойдет в будущем.

В теории технический дефолт может возникнуть в связи с невозможностью выполнить необходимые платежи, поскольку их не получается провести по банковской системе. Кто-нибудь наложил санкции на суверенные активы страны или отключил ее от системы платежей, например.

Но даже в таком случае ничего экстраординарного не произойдет. Дефолт как явление в мировой экономике — не редкость. В 1998 году с ним столкнулась Россия. И как напомнил корреспонденту «Слово и Дело» экономист Георгий Остапкович, за теми событиями последовал период завидного экономического роста.

«Дефолта не надо бояться. Это неприятность, но не беда. Страны переживали дефолты и выходили абсолютно обновленными. У нас был государственный дефолт 1998 года. Мы мало того, что из него вышли. С 2003 по 2008 гг. у нас был самый тучный экономический период», — подчеркнул эксперт.

Остапкович выразил уверенность, что в текущей картине событий возможность дефолта по заимствованиям России не просматривается. Этому способствуют как накопленные резервы, так и небольшой внешний долг.

«Самый страшный дефолт — это по госдолгу. Но у нас неприлично маленький государственный долг. Он составляет всего 18-19% ВВП. Например, в Японии госдолг — 250% ВВП. В США — 120-130%. В Италии — тоже где-то 130%. То есть у нас дефолт на долги накладывать не на что. У нас нет такой задолженности. И золотовалютных резервов гораздо больше, чем долгов, хотя и непонятно, какую их часть заморозят», — пояснил он.
страны по уровню госдолга к ввп
страны по уровню госдолга к ввп

Возможность искусственно создать дефолтную ситуацию у российского руководства есть, но смысла в таких действиях нет. Выгода получится небольшой, а репутационные потери — серьезными. Что касается частных компаний, то здесь могут быть самые разные варианты. В конце концов, фирма может быть неэффективной не только в связи с действиями США или их союзников.

Что касается национальной экономики, то здесь Остапкович предлагает сосредоточиться на реализации новых возможностей, которые открываются перед Россией в результате действий Запада.

«Никакие санкции не могут ликвидировать экономику. Она у нас работала и во время великой отечественной. СССР постоянно был под санкциями. Будут проблемы роста. Но экономика все равно будет работать, пусть и менее интенсивно. Вся эта турбулентность не только несет массу потерь, но и открывает массу возможностей», — заявил эксперт.

Ранее политолог Сергей Маркелов рассказал корреспонденту «Слово и Дело», с какой целью из политического небытия внезапно вынырнул бывший президент Украины Виктор Янукович.

_________________________

Подписывайтесь на наш канал, а также читайте другие статьи на slovodel.com