В Международный женский день нельзя не упомянуть, что у истоков палеонтологии стояла одна женщина - Мэри Эннинг, "Принцесса ихтиозавра".
Жизнь Мэри Эннинг в целом похожа на сказку о Золушке, если бы главная героиня отправилась не на бал, а покорять научные высоты. Дочка простого плотника и такой же просто женщины, Мэри выросла в городке Лайм-Риджис в графстве Дорсет. Семейство Эннинг жило в доме на городском мосту недалеко от морского побережья. Как сообщают свидетели, во время бурь волны подтапливали жилище Эннингов, из-за чего им однажды даже пришлось выбираться из окна верхнего этажа, чтобы не утонуть.
Мэри была не первым ребёнком в семье. Всего у Эннингов было десять детей, но до зрелого возраста дожили только двое - собственно, сама Мэри и её брат Иосиф.
Мэри выросла в религиозной семье: её родители ходили в церковь диссентеров-конгрегационалистов, а сама девочка получила образование в воскресной школе. Да, протестаны-когрегационалисты настаивали на просвещении бедняков, однако их деятельность была несколько противоречива. Так, в руки Мэри попали издания Dissenters' Theological Magazine and Review, в которых были напечатаны два очерка преподобного Джеймса Уитона. Первый отстаивал идеи младоземного креационизма о творении мира за шесть дней, а второй призывал к изучению столь нелюбимой этими же товарищами науки - геологии.
К слову, о геологии. Семья Эннингов, как уже говорилось ранее, жила у моря в том месте, где выступали юрские породы, богатые на окаменелости. Во время штормов волны смывали породу и обнажали остатки. Сначала Иосиф, а потом и Мэри увлекались их сбором, зачастуя продавая свои находки коллекционерам. Они бы могли сгинуть в пучине Леты, как рядовые искатели окаменелостей, но молодой Эннинг была уготована другая судьба.
Ещё с детства Мэри отличалась крайне удачливостью. Современники вспоминали об одном любопытном случае. 19 августа 1800 года, когда девочке было всего 15 месяцев, Мэри находилась в компании соседки Элизабет Хаскингс и ещё двух женщин, стоя под вязом и наблюдая за конным представлением. Вдруг началась гроза, и в дерево, под которым стояли женщины, ударила молния. Все, кроме Мэри, погибли. Девочка же не получила серьёзных повреждений. Христиане назвали бы это чудом (как и сделали местные), мистики - знаком судьбы, а материалисты - удачным стечением обстоятельств. Хоть мы и придерживаемся последней версии, оставим немного просторов для романтических идей.
Своего первого ихтиозавра Мэри Эннинг нашла вместе с братом Иосифом, когда ей было всего 12 лет. Чуть позднее она обнаружила остатки плезиозавров и первых птерозавров за пределами Германии, множество окаменелых рыбов. Также она нашла чернильные мешки в раковинах моллюсков белемнитов и повлияла на определение копролитов как окаменелых экскрементов. Хоть последнее и кажется достаточно противным, на самом деле копролиты являются одним из важнейших источников информации. По ним мы можем определить рацион древних существ или даже отыскать в них мелких животных, вроде жуков.
Однако не всё было так здорово. Семья Эннингов жила в нужде, а патриархальный строй, классовое неравнство и принадлежность Мэри к религиозному меньшинству привели к тому, что при жизни она подвергалась правовым дискриминациям, была лишена возможности вступить в Лондонское геологическое сообщество, а также ей зачастую не выплачивали всю сумму за находки. В одном из своих писем она сообщила следующее:
Мир использовал меня слишком жестоко, и я боюсь, что это сделало меня подозрительной по отношению к каждому.
Добыча окаменелостей тоже была непростым делом: Мэри приходилось подбирать их после оползней, из-за чего она рисковала жизнью. В 1833 году Эннинг чуть не стала жертвой очередного оползня, убившего её собаку Трея.
Но всё же, несмотря на все трудности, Мэри Эннинг получила признание со стороны мирового сообщества. Её при жизни признали консультатом по анатомии и поисковым работам, ею восхищался Чарльз Дикенс, а самый первый образец палеоискусства, картина Генри Томаса де ла Беша Duria Antiquior, базировался как раз таки на находках Мэри Эннинг. Кстати, де ла Беш поделился частью прибыли от продажи картин с госпожой Эннинг. А в 2010 году Королевское общество признало её одной из 10 британских женщин, оказавших существенное влияние на науку. Про Принцессу ихтиозавров написан не один десяток книг, а в 2020 году вышел исторический драматический фильм "Аммонит", рассказывающий о биографии Мэри Эннинг. Фильм хотели показать на Каннском фестивале, однако из-за пандемии коронавируса его отменили, так что первый показ состоялся на кинофестивале в Торонто.
Сегодня в мире есть целая плеяда замечательных женщин-палеонтологов - Лариса Асламбекова Догужаева (специалист по головоногим), Линдси Занно (специалист по динозаврам), Эмили Уилбоу (палеохудожница), Кристина Карри Роджерс (специалист по динозаврам), Вивиан Слон (палеогенетик). Их имена у нас ассоциируются с великими открытиями, будь то последний ортоцерас, ранний тираннозавр морос, мадагаскарский рапетозавр или же ДНК денисовского человека. Но мы бы не услышали их имена, если бы не было долгой и упорной борьбы за равные права мужчин и женщин, таких честных людей, как де ла Беш, и одной маленькой девочки, чьё безграничное любопытство однажды спасло древнего морского дракона, подарило нам всем частичку детства и открыло для науки новую, доселе неизвестную страницу древней летописи...
С праздником, дорогие женщины! Пусть удача способствуем вам в ваших начинаниях, свет знаний и просвещения никогда не угасает, а в будущем нас будет ждать только хорошее. С Восьмым марта, дорогие читательницы!
А сейчас небольшое объявление
В связи с недавними ограничениями Дзена (о них мы расскажем позднее), мы с другими авторами научпоп-каналов решили объединиться в этакую гильдию со взаимной рекламой. Поэтому просьба перейти по ссылке и ознакомиться с нашими коллегами:
См. Также:
#палеонтология #дата #сильная женщина #история #научпоп #8 марта #учёные