Международный женский день, по сути, — это некий презент нам от Соединенных Штатов Америки, Германии и Советского Союза.
8 марта — один из немногих дореволюционных нерелигиозных праздников, сохранившихся в России до сего времени. В Советском Союзе этот день никак нельзя было обойти вниманием из-за его идеологически «правильной» истории. Хотя корни его в Америке, где женщины-социалистки одними из первых открыли серию митингов за равные права.
Первая большая манифестация возмущенных женщин, прародительниц феминистского движения, прошла в Нью-Йорке 8 марта 1908 года. Десятки тысяч прошагали по центру города, требуя равных с мужчинами прав. Шествие повторилось и в следующем году. А в 1910 году к американским активисткам присоединилась немецкая коммунистка Клара Цеткин. Она сделала больше всех, чтобы день 8 марта вошел в историю.
Первая «ласточка» праздника весны
С коммунистическими идеями Клара Цеткин познакомилась в юности, чему способствовал ее муж — эмигрант из России, Осип Цеткин.
Девять лет прожила Клара в изгнании, большей частью во Франции. Тогда она и стала превращаться в главного идеолога женского социалистического движения.
Публикация увидела свет в Париже в 1889 году. К моменту встречи с активистками из Америки Клара уже была известна как главный борец за права женщин в Европе. Борьбу не прекращала до конца жизни. Умерла Цеткин в Советском Союзе.
Судьба праздника в России
Праздником в прямом смысле слова 8 марта стало не сразу. Первоначально это был день борьбы за равноправие, и вместо цветов женщины ходили по улицам с плакатами и громкими лозунгами.
Первые митинги, и в этом есть доля иронии, начались 23 февраля по старому стилю, или 8 марта по новому. Собственно, этот день и принято считать началом Февральской революции. «Война, дороговизна и положение женщины-работницы» — лозунг первого революционного дня. Лев Троцкий подчеркивал, что женщины намного смелее мужчин шли навстречу вооруженным солдатам.
Месяц спустя Временное правительство приняло постановление, уравнивающее в правах всех избирателей. Примечательно, но это случилось на год раньше, чем в Великобритании, и на двадцать семь лет раньше, чем во Франции.
С 1966 года этот весенний день стал официальным выходным на всем советском пространстве. Скорее всего, именно тогда 8 марта перестало быть днем разгневанных женщин и превратилось в праздник мимоз и мужчин, хлопочущих на кухне.