Вы оказались в конфликтной ситуации? Протестируйте некоторые из приведённых ниже техник.
Что делать, чтобы разрешить конфликт:
Принятие конфликта
Помните, что конфликт естественен и рано или поздно появится в любых отношениях. Поскольку конфликт неизбежен, мы должны научиться эффективно им управлять.
Конфликт может быть признаком необходимости перемен и даже возможностью для развития и нормализации общения.
Нормализуйте реакцию
Ваша реакция на конфликт и конкретные высказывания могут обострить проблему или снизить её остроту. Обострение борьбы и обострение негативных эмоций ни к чему хорошему не приведёт.
Вместо этого попробуйте:
- дышать спокойно и расслабьте мышцы,
- сохраняйте нейтральный тон голоса (но не равнодушный),
- помните, что вы пытаетесь решить и положить конец конфликту, а не «победить».
Слушайте активно
Вместо того чтобы просто ждать своей очереди высказаться, постарайтесь по-настоящему выслушать и понять, от чего страдает другая сторона конфликта. Вы также можете задавать вопросы или просить привести примеры, чтобы убедиться, что вы хорошо понимаете друг друга.
Используйте сообщение «Я»
Этот тип сообщения представляет собой просто заявление, сделанное от первого лица. С помощью этой простой техники вы избежите обвинений другой стороны и вместо этого четко изложите свои потребности.
Вот некоторые примеры:
Вместо того чтобы говорить: «Ты делаешь меня одиноким», скажите: «Я чувствую себя одиноким».
Вместо того чтобы говорить: «Ты всегда забываешь о том, что важно для меня», скажите: «Я бы хотела, чтобы ты помнил…»
Проанализируйте конфликт
Это поможет вам лучше понять конкретную проблему, являющуюся предметом конфликта. Это также полезно, потому что в долгосрочных отношениях конфликт часто приводит к накоплению нескольких проблем, которые необходимо выявить и принять во внимание.
Бывает и так, что очагом возникновения конфликта является мелочь, а на самом деле проблема кроется куда глубже.
Например, один человек может вроде бы расстраиваться из-за того, что другой опаздывает на встречу, но на самом деле злится на то, что тот не сдержал слово.
В ещё одном случае конфликт начинается с малого, потому что один или оба участника конфликта перегружены повседневными обязанностями. Усталость, хронический стресс и негативные эмоции означают, что мы можем начать ссориться с близкими, хотя на самом деле они не являются причиной нашего недомогания.
Также подумайте о потребностях обеих сторон. Чего вы боитесь и чего хотите добиться споря.
Отделить человека от проблемы
Рассматривайте проблему как конкретное поведение или стечение обстоятельств, а не возлагайте вину на человека.
Такой подход облегчает понимание проблемы и даёт надежду на решение.
Поэтому постарайтесь говорить о проблеме, а не о человеке, например:
- Вместо «ты бесчувственный» скажите «я бы хотела, чтобы ты иногда был внимателен ко мне, например, пригласив меня на свидание».
- Вместо «у тебя никогда нет на меня времени» скажите «мне грустно проводить вечера дома одной»
Также старайтесь избегать таких громких слов, как «всегда» или «никогда» — они только усиливают эмоциональное напряжение (потому что обычно не соответствуют действительности).
Ставка на сотрудничество
Это требует, чтобы люди в конфликте перестали обвинять друг друга и взяли на себя ответственность за проблему.
- Сотрудничайте и слушайте друг друга, чтобы разрешить конфликт. Позвольте себе не соглашаться. Каждый человек имеет свою точку зрения и редко соглашается во всём и со всеми. Когда вы управляете конфликтом, поиск «истины» — это ловушка.
- Если конфликт касается конкретных моделей поведения или договоренностей о совместном проживании – непременно стоит договориться.
- Если, с другой стороны, вы спорите о различии мнений или взглядах, иногда стоит просто… отпустить.
- Признайте, что у каждого есть свои причины и вам не нужно «побеждать» и навязывать своё мнение другому человеку.
Будьте креативны
Поиск решения проблемы, которое удовлетворит всех, требует творчества и тяжелой работы.
Будьте осторожны, чтобы не отступить из-за отсутствия идей и для «душевного спокойствия». Достигнутые таким образом договоренности не очень прочны и неудовлетворительны.
Конфликт является частью практически всех отношений. Он может быть значительным источником стресса. Поэтому важно искать решение для большинства конфликтов.
Это кажется очевидным утверждением, но многие люди подавляют свой гнев или отпускают его для «душевного спокойствия». Некоторые люди думают, что, пытаясь разрешить конфликт, они создают его, поэтому вместо этого просто молчат и испытывают гнев в одиночестве.
Вместо этого рекомендуется сначала успокоиться, а затем подойти к конфликту с открытостью и готовностью внести позитивные изменения.