О фашистах, цензуре и гранях дозволенного (написано в июне 2020 года)
Автор текста всецело осуждает нацизм как идеологию и нацистскую Германию как государство. Нижеследующий текст ни в коем случае не является попыткой как-то восхвалить нацистов и их действия и посвящён сугубо художественному явлению.
Как дела, народ? А тут снова вести из мира цензуры, политики, пересмотра истории и морально-этических проблем свободы слова. Роскомнадзор заблокировал в стиме украинскую игру Strategic Mind: Blitzkrieg, посвящённую, как можно догадаться из названия, теме Второй Мировой войны. Кто не в теме, речь идёт о стратегии с сюжетом в жанре альтернативной истории, где немцы побеждают Советский Союз в Великой Отечественной. Особенную бурю негодования вызвал опубликованный ролик, где демонстрируется парад немецкой техники на Красной площади, который принимает лично Гитлер, попирая ногами мавзолей Ленина. Говно попало в вентилятор и полетели брызги по полям, никогда у нас такого не было и вот опять.
Как и положено в нашем полярном обществе, громче всего звучат мнения, придерживающиеся одной из крайностей. Либо это «О ужас, кровавая цензура снова наступает на горло творцам, душа творческую свободу», либо «Проклятые враги снова пропагандируют свои злодейства, попирая подвиг дедов и стремясь изменить историю».
И на первый взгляд, правы тут именно первые. В конце концов, альтернативная история штука не новая, а уж победа немцев в WWII так и вообще излюбленная тема для творцов в этом жанре. Причём творить на эту тему любят по всему миру, создавая как прекрасные произведения, вроде «Человека в высоком замке», так и откровенный шлак. До сих пор не могу забыть книжку «Товарищ Гитлер», угадайте с кем на обложке, стоящую на полке книжного магазина среди сотен историй про типичную фентезятину. Но при этом почему-то на эти произведения никто не ополчался и запрещать не спешил. Так почему же триггернуло сейчас?
Возможно, дело в стране происхождения игры — когда в одной плоскости соприкасаются Украина и нацизм, это тут же накаляет градус неадеквата и предвзятости. Тем более, что несколько лет назад разработчики из этой страны уже оказались в центре похожего скандала, когда польские политики и СМИ внезапно ополчились на игру The Cost of Freedom, где игроку предлагалось вжиться в роль либо заключённого, либо охранника концлагеря. Скандал тогда разразился настолько мощный, что даже вычищение всех привязок к конкретным местам и событиям не помогло очистить репутацию разработчиков. В итоге, после того как польская прокуратура открыла уголовное дело, разработку The Cost of Freedom быстренько свернули.
И вот сейчас выходит игра, вновь от украинской студии, где мало того что показана победа Германии, так ещё и нам предстоит играть за сторону нацистов. А вот тут, на самом деле, возникают вопросы. Ведь что объединяет практически все произведения, повествующие о победе Третьего Рейха в войне, так это однозначное осуждение нацистов. То есть немцы в таких книгах, сериалах играх, всегда плохие, а болеть зрителю или игроку всегда предлагается либо за сопротивление, либо за каких-то других борцов с режимом. И даже если немцы, в сущности, не такие уж плохие, с точки зрения зрителя они всё равно будут злодеями, противостоящими центральным персонажам. И тут нам подсовывают историю, где мы мало того что собственноручно ведём Третий Рейх к победе, так ещё и приводим к ней, радуясь каждому успеху нашей армии.
Сами разработчики, кстати, поспешили откреститься от всякой пропаганды. По словам главы компании Игоря Тимошенко, все члены нацистской партии, включая Гитлера и Геринга, показаны негативными персонажами.
Скандальная сцена из трейлера не завершает кампанию, а находится на
75 % прохождения — фюрера убивают несколько миссий спустя, а Геринг в финале становится противником. Вдобавок под конец игры в Германии формируется демократическое правительство. При этом главный герой, реальный немецкий офицер Франц Гальдер (Franz Halder), который не был обвиняемым на Нюрнбергском процессе, находится в постоянной конфронтации с Гитлером.
Так это или нет я не знаю, сам я в игру не играл, а судить по чужим пересказам это очень так себе решение. Но точно могу сказать, что если целью разработчиков была именно провокация, то они её определённо достигли. Другой вопрос, для чего вообще понадобилось создавать игру, в основе которой лежит настолько острая и неоднозначная идея, да ещё и подавать своё произведение именно таким образом, через момент славы и успеха тех, кто по всем понятиям, во всех странах мира является однозначным злом.
Свобода творчества и свобода мыслей это очень важно. Но всегда нужно помнить, что твоя свобода заканчивается там, где начинаются свободы других людей. И всегда нужно помнить, что творчество не существует в отрыве от контекста. Чем больше лет проходит со Дня Победы, тем более поляризованным становится общественное мнение о нём.
Я имею ввиду, раз уж школьника Николая Десятниченко едва не сожрали с говном за то, что выступая в Бундестаге он сказал, в общем-то, прописную истину — солдаты воюют не потому что хотят этого, а потому что приказали — то чего уж ждать про игру, где мы буквально выступаем на стороне захватчиков.
«Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать».
И однозначная негативная реакция на такую игру — это как раз предельно естественный ход событий. Другой вопрос, что некоторые творцы умудряются настолько злоупотребить этой самой свободой, что реально перестают видеть грань между свободным самовыражением оригинальных идей и оголтелым призывам ко всякой противоправной деятельности. Нет, серьёзно, я знаю как минимум одного человека, который абсолютно серьёзно утверждал, что в стране есть свобода слова, только если там разрешается проводить нацистские парады на улицах.
Резюмируя всё вышесказанное, наверное в данной конкретной ситуации Роскомнадзор всё же не прав, когда заблокировал эту игру. Тут ситуация немного не такая, как во времена скандала с CoH2. Но так ли неправ РКН в самой сути поступка? Ведь основная задача этого ведомства — быть регулятором контента, а Strategic Mind: Blitzkrieg в этом плане ходит по очень тонкому льду. Как мы уже поняли из примера The Cost of Freedom, заигрывания с немецкой стороной в теме произведений про войну — это очень острая тема не только в наших краях. И мне очень интересно, каковы продажи этой игры в Германии.
Возможно, существуй в России менее дубовая и более гибкая система рейтингов, которая позволила бы чётко ограничить полёт фантазии разработчиков, ясно оговорив на какую территорию можно заходить, с какими идеями можно обращаться к аудитории, а какие мысли лучше оставить при себе, возможно тогда подобных ситуаций было бы меньше. Но сегодня мы имеем то, что имеем.
Острые произведения всегда существуют в контексте, и в отрыве от этого самого контекста рассматривать их попросту не имеет смысла, а все попытки оправдаться будут самой обыкновенной демагогией.