Найти тему
290,2K подписчиков

Перестал учиться и начал хамить. Можно ли повлиять на поведение ребёнка?

2,7K прочитали

Только вчера ваш ребёнок умилял родственников и учителей, а сегодня он хочет лежать на диване со смартфоном и прогуливает уроки. В эфире «Радиошколы» Юлия Челышева, педагог-психолог, доцент Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, рассказала, почему дети плохо себя ведут и ленятся — и как с этим бороться.

Изображение на обложке: shutterstock / juninatt
Изображение на обложке: shutterstock / juninatt

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Что такое плохое поведение

С точки зрения психологии плохим мы можем назвать поведение, которое не соответствует общепринятым нормам. Если ребенок раньше соблюдал нормы, которые мы обозначили, а потом начал эти нормы нарушать, причем регулярно, то можно говорить о том, что поведение изменилось и носит теперь отрицательный характер. Например, он знает, что нельзя употреблять наркотики, нельзя курить сигареты, нельзя кричать, нельзя прогуливать уроки и так далее. Но пытается это делать.

Также есть такое понятие, как «раздвижение нормы». Сейчас большинство родителей придерживаются позиции свободного воспитания, причем не совсем правильно понимая этот термин. Свободное воспитание — это когда ребенку прививают определенные правила поведения, в рамках которых он будет развиваться, а не когда не делают никаких замечаний ребенку вообще.

В результате дети считают возможным вести себя так, как им захочется, ставят себя в центр всего происходящего. Причина простая: после 3 лет — в том возрасте, когда ребёнок осваивает нормы и правила поведения — ему не объяснили, что есть определенные рамки взаимодействия в обществе.

Бывает, родитель говорит, что поступать нужно вот так-то, при этом сам ведёт себя противоположным образом — но на слова дети не ориентируются, их интересуют только ваши поступки.

До школы поведение ребёнка определяет то, что он видит в семье и в социуме. А по достижении 6–7 лет у него начинают активно работать лобные доли мозга, развиваются волевые качества — соответственно, ребёнок начинает сам регулировать свои действия.

Фото: shutterstock / VGstockstudio
Фото: shutterstock / VGstockstudio

Откуда берутся провокации

Изменение поведения в подростковом возрасте — это часто способ привлечь к себе внимание. Чаще всего подросток хочет, чтобы его услышали, хочет контакта с родителями. Потому что разговоры взрослых с ним чаще всего состоят из фраз: «Как у тебя дела в школе?», «Какую ты оценку получил?», «Опять оделся не так!», «Опять причесался не так!»

Если мы хотим скорректировать поведение ребёнка, в первую очередь нужно прислушаться к тому, как мы с ним разговариваем. Задайте себе вопрос: «На что направлены мои слова? На выявление его потребностей — или на выявление и удовлетворение моих потребностей?»

Обязательно нужно обсуждать с подростками состояние, в котором они находятся. В пубертате у них возникает огромное количество вопросов о том, что с ними происходит. Ответов они найти не могут — и не знают, с кем посоветоваться, у кого попросить поддержки.

У ребенка возникает диссонанс: его поведение не одобряют, а как правильно — неясно. Нарушение поведения — это сигнал внутреннего протеста против такой ситуации.

Когда педагогам не нравятся яркие волосы, ногти, одежда ребенка, на мой взгляд, срабатывает такой принцип: если ребенок покрасил волосы, он выглядит уже не так, как все, а значит, его поведение тоже будет отличаться от поведения остальных. Такая цепочка мыслей в головах учителей и сотрудников школьных администраций и приводит к конфликтам.

При этом любые изменения во внешности — это проявление внутреннего бунта. И слишком резкая реакция взрослых может спровоцировать ребенка на более радикальные действия. Скорее всего, он начнет более жестко отстаивать свою независимость, свое мнение. И все, что он хотел выразить невербально — с помощью одежды или краски для волос, — может обрести вербальную форму.

Почему школьники начинают лениться

Понятия «лень» в психологии не существует. Этим словом мы обозначаем совокупность определенных факторов, имеющих отношение к мотивации ребенка. Если в дошкольном возрасте от его вопросов не отмахивались, удовлетворяли его естественный интерес к знаниям, если его увлекала учеба в начальных классах, если его поддерживали, когда он сталкивался с трудностями, то у ребенка формируется мотивация к учебной деятельности.

Если же есть предметы, которые ребёнку неинтересно или трудно осваивать, если учитель его не слышит, то ему становится скучно, а мотивация к учёбе пропадает.

Есть еще один фактор, который плохо влияет на желание учиться, — строгие требования взрослых. Если родитель помещает детей в жесткие рамки, если он забывает о том, что ребёнок тоже человек, что он устает и имеет право на плохое и хорошее настроение и право выбирать (или не выбирать) учителя, ребёнок начинает защищаться и бунтовать. И мотивация его тогда сильно снижается.​

Фото: shutterstock / Brocreative
Фото: shutterstock / Brocreative

​Поколение молчунов — это кто?

Каждое поколение отличается от последующего или предыдущего. Сейчас дети другие, потому что и жизненная среда, условия, в которых они растут, поменялись. Если говорить про особенности психологического развития современных детей, я бы отметила, что их отличает высокий уровень инфантильности. Родители сегодня очень оберегают детей, очень за них переживают и в большинстве своем очень многое за них делают сами.

В речи мам и пап прочно обосновалось местоимение «мы». «Мы пошли в школу», «Нам не нравится учитель», «Нам повезло с классом» и так далее. При этом, когда ребенок начинает вести себя непривычным для взрослого образом, тот начинает по-другому формулировать свои мысли: «Он очень изменился», «У него плохие оценки». Родитель в такие периоды отстраняется и перекладывает ответственность за эти изменения на ребенка.

Потом старые обороты снова возвращаются: «У нас ЕГЭ», «Мы поступаем в университет». Речь — это отражение родительского поведения, которое и позволяет ребёнку оставаться инфантильным.

Отмечу также, что современные дети хорошо разбираются в цифровом пространстве, но при этом плохо обрабатывают информацию. Например, когда я работаю со школьниками и прошу их найти что-то в поисковике, потом вижу 25 одинаковых работ. Они все вводят в строку поиска ровно то, что я сказала, открывают первую же ссылку, а остальные даже не смотрят.

Также современных детей можно назвать поколением молчунов. У них есть запрос на общение, но чаще они говорят сами с собой. Да, у них есть чаты в социальных сетях, но это общение неполное, безэмоциональное. Им не на ком учиться распознавать чувства, тренироваться проявлять их и получать обратную связь.

Почему мера «отобрать телефон» не работает

В последнее время излишнюю заинтересованность смартфоном воспринимают как синоним плохого поведения. Некоторые родители забирают у детей телефоны в качестве наказания. Стоит понимать, что интернет сегодня — это среда, в которой обитают люди. Там у ребёнка друзья, знакомые, интересы.

У многих есть семейные чаты, так что семья уже тоже живет в этой среде. Когда мы лишаем ребенка телефона, мы отрезаем его от привычного мира. Если раньше мы никак не препятствовали его излишнему интересу к смартфону, странно делать это сейчас.

Если хотите, чтобы ребенок не был полностью погружен в смартфон, нужно изначально устанавливать некоторые правила и следовать им. Например, когда семья собирается за столом, никто не приносит с собой телефон. Или 1 час в день мы общаемся друг с другом без гаджетов.

С наказаниями следует быть осторожными: чаще всего они попросту неэффективны

Например, некоторые родители перестают разговаривать с ребенком, если тот плохо себя ведет. Я много работаю с подростками и сейчас, наверное, открою Америку: детям нравится, когда взрослый наконец замолкает, перестает все время что-то требовать. Так метод наказания становится способом поощрения.

Чтобы ребёнок услышал и понял родителя, нужно объяснить причину своего недовольства и продолжать демонстрировать желательное поведение, показывать его на своем примере. Потому что, если родитель сам не делает того, чего требует от ребенка, то ни слова, ни наказания не подействуют.