Найти тему

"Смута" и казачество

Тушинский лагерь Лжедмитрия второго. Худ.. Иванов.
Тушинский лагерь Лжедмитрия второго. Худ.. Иванов.

Мы выяснили,что в источниках средневековой Руси насчитывалось свыше тридцати «украин», т.е. окраин. Не было земли, которую называли бы Украиной в нынешнем значение этого слова. Не было и народа - украинцев, а были русские люди, которые оказались за пределами древнерусского государства.

Только в начале 19 века русский историк Костомаров, попавший под влияние поляков, выдумал три народности: Великороссов, Малороссов и Белороссов. Чтобы разобраться во всем этом, заглянем вглубь веков.

В 9-11 веках под напором разноплеменных врагов с юга, рассеянные по Восточно-Европейской равнине славянские племена, сжались в нечто целое, начала складываться древнерусская народность.

После монголо-татарского нашествия с востока, древнерусская народность подверглась удару еще и с запада, с Литовской стороны. 240-летнее, монголо-татарское иго и господство в западных Русских землях Литвы, привели к распаду древнерусской народности на две ветви - Великорусскую и Малорусскую. С тех пор каждая имела свою особую историческую судьбу.

Великоросская народность, в лесо-степях верхнего Поволжья, сохранила свои силы и развила их в терпеливой борьбе с суровой природой и внешним врагом. Тяжелые условия проживания, природа Северо-Восточной Руси, породили могучий и сильный народ, боевое, устойчивое, Владимиро-Суздальское, а затем Московское княжество, которое освободилось от монголо-татарского ига, объединив раздробленные земли вокруг Москвы.

Еще старая, правящая династия Рюриковичей в лице Ивана 3-го и Ивана 4-го (Грозного), поставила себе задачей восстановление политического и национального единства всей Русской земли. Первоначально оборонительная борьба с югом, востоком и западом превращалась постепенно в наступательно-оборонительную. Но трагическое окончание правления Рюриковичей, смутное время и разорение Руси задержало почти на столетие этот процесс.

Смута явилась из нескольких смежных событий нашей истории - начала закрепощения крестьянства и пресечения династии, тяжелого настроение народа и правящего класса, вызванное опричниной Ивана Грозного, голодом и мором в царствование Бориса Годунова. Все это усугубилось иностранной польско-шведской интервенцией и вмешательством «украинного» казачества в межпартийную борьбу правящего класса. Именно в «смутное время» появляется слово «хохлы», по прическе казаков с «оселедцем» на голове. И ничего обидного в этом слове тогда не было. А слово «кацапы», тоже, наверное, возникает в ответ на слово «хохлы», и обозначало тоже внешний признак – наличие бороды у жителей Москвы.

Главной опорой «самозванства» стало «украинное» казачество, которому было все равно, кому продать свою саблю. Но оно сыграло не последнюю, если не первую роль, в прекращении смуты, воцарении Михаила Романова, сына «тушинского вора», как называли его отца, Филарета.

Собравшийся после изгнания из Кремля поляков «Земский собор всей земли Русской», решал главный вопрос - избрание царя. В разгар борьбы боярских «партий» за своего царя, от дворян, купцов и городов Северской, «воровской» земли, пошли одно за другим «писания», петиции за Михаила Романова, что, в конечном счете, и решило исход выборов царя.

Какой-то дворянин из Галича, откуда произвели первого самозванца, подал на собор письменное мнение, в котором заявлял, что ближе всех по родству к прежним царям стоит Михаил Романов. Это письменное мнение галицкого, городового дворянина раздражило многих. Раздались крики, сердитые голоса: кто принес такое писание, откуда?

В это время, из рядов выборных выделился донской атаман и подошел к столу, так же положил «писание». - «Какое это писание ты подал, атаман?» - спросил его князь Д.М.Пожарский. - «О природном царе, Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Это будто бы и решило дело: «прочтение писание атаманское и бысть у всех согласие и единомыслен совет», как писал один бытописатель Тимофеев.

Царь из «воровской» семьи, семьи четырежды клятвопреступников, (целовали крест Годуновым, Лжедмитриям 1 и 2, королевичу Владиславу), устроил всех. И «воров", и бояр и казаков, которые, пуще всего болели о своей шкуре, прикрывали свое «воровство».

Выбрав царя, Земский собор превратился в распорядительную комиссию, которая по указаниям и требованию новоизбранного царя, принимала меры к восстановлению страны. И прежде всего надо было оценить степень разорения земель Московского государства. Бури смутного времени произвели глубокое опустошение, как в хозяйственном положении народа, так и в нравственном настроении русского общества. Страна была разорена, люди, уцелевшие от смуты, разбежались кто - куда мог. Опустошенные или сожженные села и деревни с заброшенными пашнями, заброшенными избами.

Тревоги смутного времени, разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества. С воцарением новой династии, в продолжение всего 17 века, все слои общества жалуются на свое бедственное положение, на обеднение, разорение, на злоупотребление властью, жалуются на то, о чем прежде терпеливо молчали. Народ утратил ту политическую выносливость, терпение, которому прежде удивлялись иноземные наблюдатели 15 века. Он был уже далеко не прежним, безропотным и послушным орудием в руках правительства. Эта перемена выразилась в явлении, какого не было прежде в жизни Московского государства. 17 век в нашей истории был «бунташным», временем народных мятежей.

Новая династия, оказавшаяся в сложной ситуации, должна была решать и те задачи, которые не удалось решить прежней династии: завершить политическое объединение русской народности и расширить государственную территорию до безопасных пределов русской равнины. Но в первую очередь, необходимо было вернуть те территории, которые были утрачены Москвою в смутное время. Но, ни сил, ни средств на это в государстве не было. Поэтому новая династия, чтобы удержаться на престоле, вынуждена была напрягать, пуще прежнего, народные силы, чтобы выполнить эти задачи.

Москва вынуждена была в течение первой половины 17 века вести оборонительные войны и против Севера (шведы) и против Юга (крымские татары), и против Запада (Речь Посполитая и Литва). Эти войны, незаметно, иногда помимо воли московских политиков, превратились в наступательные, в прямое продолжение объединительной политики прежней династии.

В 1654 году восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту московского государя. Это вовлекло Россию в новую борьбу с Польшей. Так возник новый вопрос - малороссийский, еще больше запутавший старые смоленские и северские счеты Москвы с Речью Посполитой. Он обращает нас к истории Западной Руси, которая позволяет выяснить условия происхождения этого вопроса

Уважаемые читатели,подписывайтесь на канал,публикации по истории Юго-Западной Руси будут продолжены.