В НИУ ВШЭ ежегодно проводятся десятки исследований образа жизни, поведения, трансформации семейного, социального и экономического статуса женщин в России. Редакторы IQ.HSE выбрали наиболее важные факты, которые необходимо знать, чтобы понимать — кто такая современная российская женщина.
Сценарии взросления «сломались»
Биографии современных молодых женщин уже не напоминают «накатанную колею» — они крайне разнообразны. Открылось много способов проживать свою жизнь, которые не сводятся к формуле «дом — работа — дом».
Исследования показывают, что сами события взросления у россиянок 1980-х-1990-х годов рождения не выстраиваются линейно, как у советских поколений. Завершение образования, первая работа, отделение от родителей и брак теперь перетасовываются, накладываются друг на друга либо, наоборот, сильно расходятся во времени.
Пример наложения событий — совмещение работы с учебой. А вот окончание вуза и супружество, напротив, отдаляются друг от друга. Меняется и связь событий. Так, уход девушек из родительской семьи теперь больше связан с получением работы, чем с замужеством.
Современные эмансипированные россиянки уделяют много времени образованию, легко меняют профессии и образ жизни. Можно не выходить замуж вообще либо откладывать брак и появление детей. Для сравнения: среди женщин 1930-1950-х годов рождения 70% уже имели ребенка к 25 годам. Среди «восьмидесятниц» к этому возрасту состоялись как матери 65%. Для самых молодых поколений эта доля, по прогнозам, может упасть, как минимум, вдвое.
Доля добровольно бездетных растёт
Сознательный отказ от продолжения рода — всё еще редкость среди женщин, но доля чайлдфри всё же неуклонно растёт. Причины этого разные: желание состояться в карьере, самореализоваться, не иметь «лишних» проблем. Кто-то боится утратить красоту, кто-то не хочет быть «машиной для воспроизводства».
По данным социологов, опрашивавших россиян о желаемом числе детей, бездетными хотят остаться 1% женщин и 3% мужчин. Однако когда речь идёт об ожидаемом числе детей (что ближе к реальной ситуации), таких женщин — уже 8%, а мужчин — 9%.
Вариантов чайлдфри много. Бывает, дети просто не по карману. Но в большинстве случаев женщины, которые не хотят становиться матерями, экономически благополучны и хорошо образованы. Поддержка сообщества — таких же добровольно бездетных — для многих далеко не обязательна.
Женщины с детьми часто оказываются потеряны для рынка труда
Сотрудницы-матери нередко «уходят в минус» — переориентируются на неформальную занятость или вовсе перестают работать. Это потеря и для них, и для рынка труда. Проблема в том, что компании и фирмы не горят желанием принимать на работу женщин с детьми. В исследованиях респондентки цитируют работодателей: «Никаких декретов, не вздумайте беременеть». Женщин с детьми могут даже «выдавливать» из коллектива — чтобы избежать издержек, связанных с больничными.
Не удивительно, что прессинг со стороны руководства и реальные сложности совмещения работы с семьёй заставляют женщин искать компромиссные варианты занятости. Либо выбирать нестабильную и низкооплачиваемую работу.
Вывод простой: нужно развивать инфраструктуру материнства и детства, гибкую и удалённую занятость. Сотрудницы-матери хотят работать — были бы приемлемые условия.
Бабушки эмансипировались и отдалились от внуков
Современные старшие поколения женщин, похоже, не собираются всю жизнь «служить семье» и воспитывать внуков. Они стараются самореализоваться: развивать свой бизнес, путешествовать, ходить в музеи и театры. Старое амплуа «бабушки-заботы» — домработницы и няни в одном лице, которая денно и нощно опекала внуков и была им второй матерью, — современных «прародителей» (таков научный термин!) не прельщает. Максимум, на что многие готовы, — общаться с внуками по выходным и праздникам.
Дело в том, что бабушками в России становятся рано, в среднем — к 50 годам. По современным меркам, возраст расцвета, когда наконец можно «пожить для себя». Но и молодые матери не всегда доверяют бабушкам своих детей. Поколения отдаляются, но пока не слишком радикально. Не исключено, что со временем прародители снова «дозреют» до воспитания внуков.
Жены чаще мужей задумываются о разводе
Вопреки стереотипам, брак чаще воспринимают критически именно женщины, а не мужчины. Речь и о планах расстаться с супругом, и о реальных действиях — разводах. Выяснилось, что жены здесь действуют решительнее, чем мужья.
В крупном исследовании «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ) свыше 3 000 респондентов из разных брачных когорт (тех, кто женился в 1965–1979 годах, в 1980-х, 1990-х, начале нулевых) спрашивали, задумывались ли они о разводе за последний год и не планируют ли расстаться с супругом в обозримом будущем. При этом учитывались характеристики брака (первый/повторный, официальный или нет и пр.).
Выяснилось, что как в долгих браках, так и в менее продолжительных женщины вдвое чаще мужчин задумывались о качестве отношений. Они также чаще собирались развестись — и в итоге так и поступали. Так что теория запланированного поведения, связывающая намерения и действия, вполне работала. Женщины реализовывали заранее продуманный сценарий.
В самых «молодых» союзах в выборке особенно много женщин думали о разрыве. Из тех, которые вышли замуж в нулевые, — 27%. У мужчин эта доля всего 14%. Между тем, развестись современным поколениям стало намного проще — многие союзы так и остаются незарегистрированными. Разъехались — и никаких проблем.
Россиянки массово становятся одинокими в пожилом возрасте
Девять из десяти одиноких пожилых в России — женщины. И такое соотношение, как показывает исследование учёных НИУ ВШЭ и Института социологии ФНИСЦ РАН, не меняется в последние 30 лет. В целом среди одиноких живущих доля женщин в 8–9 раз превышает долю мужчин: 88–90% против 10–12%.
При этом женщины всех возрастов чувствуют одиночество гораздо чаще и переживают его намного острее, чем мужчины. Среди дам ощущают себя одинокими практически всегда 3,2%, часто — 11,6%. Среди мужчин таких вдвое меньше — 1,9% и 6,6% соответственно. Испытывают это чувство редко 32,4% женщин и 28,9% мужчин.
Эмоциональная нестабильность у женщин влияет на тягу к алкоголю
Высокий уровень нейротизма (эмоциональная нестабильность — беспокойство, импульсивность, уязвимость к стрессам и т.п.) более активно влияет на пристрастие к алкоголю у женщин по сравнению с мужчинами. Объём потребляемого алкоголя у мужчин с этой выраженной чертой увеличивается на 7 п.п., тогда как у женщин рост почти в два раза выше — 13 п.п. Это выяснилось в ходе исследования, посвященного связи уровня выраженности тех или иных черт личности (по модели «Большой пятерки» — Big Five) со склонностью к употреблению спиртных напитков.
Высокий нейротизм, как отмечают ученые, связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины. Алкоголь, по их мнению, в этом случае может служить инструментом самолечения.
Женщинам оказалось сложно адаптироваться к карантинным ограничениям
Российские женщины испытали трудности в адаптации к режиму самоизоляции на фоне пандемии СOVID-19. Исследование, проведенное в НИУ ВШЭ показало, что несмотря на экономию времени на дорогу и возможности дистанционных технологий, женщины не стали существенно больше заниматься обучением детей, приготовлением еды, учебой, саморазвитием, ведением домашних дел, подсобного хозяйства, ремонтом или обустройством жилья.
Свыше 50% респонденток сообщили, что получили во время самоизоляции больше свободного времени, но распорядиться им «с пользой» у многих не получилось. Напротив, женщины начали меньше заниматься спортом и меньше уделять времени уходу за собой, но при этом больше «сидеть» в социальных сетях, смотреть телевизор и спать днём. Сложности с самоорганизацией усугубились вредными привычками — 14% респонденток стали больше употреблять спиртных напитков, 7% курить, 28% переедать.
Женщины преобладают среди высококвалифицированных специалистов в России
В течение последних 20 лет на рынке труда в России увеличивается гендерная асимметрия. Почти две трети (63,3%) высококвалифицированных специалистов в стране — женщины. Мужчины традиционно лидируют среди квалифицированных рабочих — в промышленности, строительстве, на транспорте и т.п. Здесь их свыше 80%.
Пока мужчины теряют работу из-за автоматизации рабочих процессов, женщины более активно осваивают беловоротничковые профессии. Вузовский диплом в России имеют почти 50% женщин и около 36% в возрасте 25-29 лет. Вместе с тем средние зарплаты женщин всё-таки меньше зарплат мужчин, а четверть россиянок с высшим образованием — безработные. Также женщины чаще трудятся в неформальном секторе с минимумом социальных гарантий и реже занимают руководящие должности. Хотя доля женщин-руководителей в последнее время растёт и уже достигла 45%.
Родители реже видят в девочках будущих учёных и чаще — преподавателей и врачей
Выбор женщинами карьеры в области науки и технологий может быть подвержен влиянию гендерных стереотипов. Приветствовать решение сына о выборе научной карьеры готовы 57% родителей, а выбор дочери 51%. В случае с профессиями инженера и программиста разница в потенциальных родительских предпочтениях ещё более заметна: для мальчиков показатели составляют 65% и 68% соответственно, а для девочек — 52% и 53%. А вот карьера преподавателя вуза либо школьного учителя представляется респондентам более подходящей для девочек (60% и 49% соответственно), чем для мальчиков (55% и 40%). Также позитивнее реагируют на потенциальный выбор дочери в пользу медицинской карьеры — ему обрадовались бы 78% родителей и 70% были бы рады, если бы такой выбор сделал сын.
Вход в сферу STEM для девушек блокируют стереотипы
Девочкам часто приписывают «нематематический» склад ума и тем самым ограничивают их возможности. Причём эти архаичные предрассудки процветают не только в школах, но и в вузах. Неудивительно, что на STEM-программах бакалавриата и специалитета (STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics) наблюдается явный гендерный дисбаланс. Доля девушек варьируется от четверти до трети на разных направлениях подготовки. Но до диплома дойдёт лишь часть из них. Сказывается прессинг стереотипов, которые лишают девушек веры в свои силы, приводят к проблемам в учёбе и отчислению из университета.
Риски выбытия — гораздо выше для девушек, которые считают, что у юношей больше способностей к математике. Это показало исследование в 34 российских вузах. Таких респонденток оказалось свыше трети (35%). Студентки из указанной группы имеют шанс быть отчисленными на 57% процентов больше, чем юноши. Из-за всего этого девушкам сложно строить карьеру в сфере STEM.
Стеклянный потолок в науке
Прошло более столетия с тех пор, как в России была отменена гендерная дискриминация при поступлении в вузы. Но стеклянный потолок для женщин в науке остаётся до сих пор. В общей численности российских исследователей 61% мужчин, в том числе 58% кандидатов и 73% докторов наук.
Женщины из России реже публикуют свои статьи в международно признанных научных журналах, нежели мужчины. Существует и гендерный дисбаланс в зарплатах. Так, согласно исследованию, проведенному в НИУ ВШЭ, в период с 2006 по 2016 годы, мужчины в среднем зарабатывали на 16,3% больше, чем женщины.
В последние годы всё-таки женщин-россиянок с учёной степенью становится больше. В 2018 году по удельному весу женщин в численности учёных Россия занимала 25-е место из 55 стран — примерно на равных с Беларусью, Испанией и Великобританией.
IQ
Авторы текста: Марина Селина, Ольга Соболевская