Я попросил своего старого друга из #Саудовской_Аравии - Мухаммада Джабера - довольно известного и успешного предпринимателя, имеющего большой опыт взаимодействия с русскими, поделиться своими мыслями о происходящем, состоянии и перспективах российской #внешнеэкономической работы в регионе. И, хотя он и весьма занятой человек, все же нашел время высказать свое мнение. Ниже - его емкий, но меткий переведенный ответ:
Торгово-экономические отношения с #Россией – частные или официальные, по большей части всегда были ориентированы на Европу, США и Канаду. Русские редко вкладывали значительные средства в страны #Ближнего_Востока или какие-либо другие азиатские страны.
Вероятно, основной причиной этого, которую, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов, было то, что российская экономика в целом очень зависит от нефтегазовой отрасли, ее продуктов и потребностей, равно как и экономика стран Ближнего Востока также зависит от нефтегазовой отрасли и американских технологий. При этом, возможности извлечь выгоду из нефтяной промышленности ограничены, что отражается на низком уровне торгового баланса с Россией. По этой и другим причинам не увенчались успехом инициативы по созданию совместных деловых советов между этими странами с российской стороной, несмотря на некоторые попытки изменить такой подход и попытаться расширить перспективы сотрудничества, не ограничиваясь российской нефтегазовой промышленностью.
Может показаться, что реальная проблема заключается в абсолютном доверии российских инвесторов к европейским и западным странам в целом, интересе к приобретению европейских спортивных клубов и других подобных инвестициях, депонированию в европейских банках и игнорировании других возможностей, которые могут быть предложены в местах с лучшим и более безопасным инвестиционным климатом.
Нынешние #российско-украинские события и их последствия, возможно, [наглядно] показали российским инвесторам, вне всякого сомнения, что эта ориентация оказалась порочной и небезопасной, когда русские инвестиции подпали под контроль стран, которые, независимо от декларируемых принципов свободы инвестиций и финансовых гарантий, на практике ведут себя совсем по-другому. Эти инвестиции оказались в руках европейских и западных политиков, которые навязывают [недальновидным инвесторам - прим. перев.] все, что хотят, вплоть до национализации и конфискации этих инвестиций.
Исходя из моего личного опыта в качестве Генерального директора по аквакультуре (промышленное разведение рыбы и креветок) по всему королевству Саудовской Аравии на протяжении более года и моего надзора за всеми инвестициями, сделанными в королевстве в эту отрасль а также участию в формирование технической и экономической политики, я, уйдя в частный бизнес, создал специальную технико-экономическую «карту» для этой сферы деятельности и создал первый экспертный дом на Ближнем Востоке, который стал специализироваться на подготовке технико-экономических обоснований для сектора рыболовства в целом и рыбоводных хозяйств в частности, а также смежных отраслей промышленности и вспомогательных сфер, таких как комбикормовые заводы, промышленные инкубаторы, заводы по переработке и выпуску готовых морепродуктов и т.п. Не только в Саудовской Аравии, но и в большинстве стран Арабского залива - в Кувейте, Бахрейне, Катаре, ОАЭ, а также в Йемене, Египте и Шри-Ланке. Это способствовало созданию целой перспективной рыбной отрасли и возникновению проектов стоимостью в десятки миллионов долларов, и сейчас наша продукция поставляется как на местные рынки, так и экспортируется в некоторые европейские и азиатские страны.
Благодаря этому опыту и контактам с российскими компаниями и некоторыми частными российскими бизнесменами, начиная с начала 90-х годов, российским компаниям, работающим в секторе морского рыболовства, переработке и упаковке рыбы, комбикормовым заводам и российским зерноторговцам и производителям пищевых масел российским компаниям было в свое время предложено создать и осуществлять капитальные и стратегические проекты в тех странах, где я веду бизнес, провожу исследования и занимаюсь оценкой рыбных запасов - в Шри-Ланке, Йемене и государствах Африканского Рога, чьи моря богаты рыбными ресурсами, особенно - желтоперым тунцом и макрелью.
Как показали нынешние события, нежелание российских компаний и инвесторов [обратить внимание на этот регион – прим. перев] было неоправданным, хотя многие из них в свое время «приглашались» в Саудовскую Аравию, совершали деловые ознакомительные поездки и были проинформированы о многочисленных возможностях расширения своей предпринимательской деятельности. Одной из российских рыбных компаний был даже предложен целый участок - Сантос-Берг на Красном море площадью почти в миллион квадратных метров, другой – прибрежный участок протяженностью несколько километров. В КСА в свое время также приглашались русские компании, специализирующиеся на торговле зерном с целью «открытия новых рынков» - для маркетинга российского зерна и продуктов комбикормовой промышленности на Ближнем Востоке и в Африке, а также использования российских технологий в пищевой промышленности в целом и рыболовстве, и особенно - создания деловых альянсов на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии в области рыболовства и переработки рыбопродукции. Но не только это – им были продемонстрированы возможности и в других областях - нефтехимической промышленности, туризме и торговле в целом. Но все эти усилия не дали конкретных результатов. Русские предпочли продавать свою продукцию американским компаниям - GLENCORE PLC, GAVILON, CARGILL и CONTINENTAL GRAIN, французским Louis Dreyfus, голландской BUNGE, швейцарской ANDRE и другим. Зерноторговцы не российского происхождения выигрывают правительственные контракты в странах Ближнего Востока и Африки на поставку зерна и продуктов питания, а затем заключают контракты с российскими, украинскими и казахстанскими компаниями, покупают их продукцию по низким ценам, а затем перепродают ее в те страны, где они выиграли тендеры по высоким ценам, потому что России и многим другим странам не удалось создать благоприятные условия для удобной работы собственных компаний и расширить их деятельность и торговые связи в этих регионах ради обеспечения их прямых интересов.
Экономические санкции, введенные сегодня против России и российских бизнесменов, наглядно демонстрируют ошибочную ориентацию государственных и частных российских инвестиций на депонирование в европейских и американских банках, что требует исправления этого в будущем и поиска более безопасных мест для инвестиций, особенно - на развивающихся рынках, в том числе и в такой стране, как Саудовская Аравия, которая входит в двадцатку ведущих стран мира и предлагает привлекательные стимулы для иностранных инвестиций, не говоря уже о том, что иностранные инвестиции здесь защищены законодательством и нормативными актами, которые обеспечивают безопасный инвестиционный климат и освобождают инвесторов от ограничений на репатриацию их инвестиционной прибыли.
Если у кого возникли какие вопросы/предложения в связи с этой статьей к Мухаммаду или ко мне - обращайтесь в личку: goulkin @ yandex.ru