В 1978 году, после окончания обучения в Военно-Воздушной командной академии им. Ю.А.Гагарина, приказом Министра Обороны я был назначен на должность командира авиационной эскадрильи.
В начале 80-х годов того еще века, страна и ее Вооруженные Силы, возглавляемые Генеральным секретарем ЦК КПСС Брежневым Л.И. жили вполне себе прилично. Закавказье, в том числе. (Ну, а потом началось вскоре … )
В 1980 году 982 иап, базирующийся на аэродроме Вазиани, после теоретического переучивания в Липецком ЦБП и ПЛС на самолет МиГ-23, получил новую авиационную технику МиГ-23МЛА, которую перегнали с авиазавода из Луховиц .
Наша 283-я истреби́тельная авиацио́нная Камышинская Краснознамённая ордена Суворова диви́зия была дислоцирована в г. Михо-Цхакая (в Грузии есть дыра такая – городок Михо-Цхакая!), стала всем трехполковым составом, летать на истребителях МиГ-23:
176-й гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского полк, аэр. Михо-Цхакая;
841-й гвардейский истребительный авиационный Виленский Краснознамённый ордена Суворова полк, аэр. Мериа.
Гарнизон Вазиани считался достаточно крупным, по расположению делился на «Верхний городок», где был жилой городок – ДОСы, общежития для холостяков и командировочных, средняя школа, детский садик, торговые точки, клуб.
Ближе к аэродрому, на котором базировались два авиационных полка, наш истребительный и 313 разведывательный на Су-17мр-3 (4), два ОБАТО, ОБС РТО, находился «Нижний городок», где были штабы, казармы, столовые летные, технические и солдатские.
Здесь же находился АРЗ (авиаремонтный завод), где ремонтировались по периодам времени самолеты МиГ-21УБ, а потом Су-25.
Одним из капитальных строений в Нижнем городке был солдатский клуб, в котором командующий 34 ВА проводил Военные Советы, подводил итоги, учебно-методические занятия по категориям с офицерским составом ВА.
28 ноября 1973 года, капитан Елисеев Геннадий Николаевич, заместитель командира АЭ по политчасти, 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа, совершил впервые воздушный таран на реактивном самолете. За проявленное мужество и бесстрашие, ему было присвоено звание - Герой Советского Союза (посмертно) и он навечно зачислен в список личного состава 1-й эскадрильи.
Не помню, с какого именно года, но на нашем аэродроме стали проводить выставку наземного вооружения и авиации ВС СССР на дальней стоянке, где выставлялись военные самолеты, вертолеты, сухопутная бронетехника, артиллерия, БМ, стрелковое вооружение, средства радиосвязи. Все образцы были расставлены вокруг стоянки, разложены на столах и подставках, имели таблицы с ТТД и ТТХ, у каждого образца стоял военнослужащий, естественно, наглаженный, с указкой в руке и готовый на каждый вопрос уважаемой публики, дать исчерпывающий ответ!
Партийный лидер Грузии Шеварнадзе Э.А. считал себя здесь хозяином и приглашал своих коллег из Азербайджана и Армении вместе со своим районным партийным активом от каждого района республик, во главе с первыми секретарями райкомов.
Судя по количеству сопровождающих спецмашин ГАИ, черных Волг и автобусов, колонна всегда была внушительной. Естественно, в их окружении были представители военного командования ЗакВО и 34 ВА. На границе гарнизона, эту кавалькаду встречал Начальник гарнизона с командиром ОБАТО (согласно Устава гарнизонной и караульной службы).
В один из таких дней, я собираюсь на воздушную разведку погоды (по плану у нас в полку должны были быть полеты), и тут ко мне подходит кто-то из офицеров и просит подойти к телефону, звонок от командира полка, полковника Ринчинова Б.Б. (Мобильной связи еще не было!)
- Слушаю, командир!
- Палыч! Тут гости собрались на дальней стоянке, слушай, «прошурши» над ними! Но, умеренно …
- Понято, командир!
Садимся с командиром звена капитаном Гавшиным Н. в кабину спарки МиГ-23уб, запускаем, выруливаем.
На рулении передаю по СПУ (самолетное переговорное устройство): - Николай, пройдем на рулежкой, твоя задача, контролировать по радиовысотомеру, что бы высоты ниже 20 метров, не было!
После взлета, выполнил полет по маршруту разведки погоды, передал итоги, вышли правее на посадочном курсе, на крыле, со стреловидностью 45 градусов, увидел и довернул на РД, (погода была по видимости не очень, но свой аэродром, ориентиры все знакомые), по положению остекления КДП, оценил высоту, всё по высоте и направлению соответствовало заданию, скорость 800 км/ч, приборная и убираю обороны на малый газ!
Задача была поставлена – «прошуршать», вот я и убрал звук работы двигателя до минимума.
Пролетаю над публикой, перевожу самолет с набором высоты, по скорости 600 км/ч перевожу крыло в положение 16 градусов, захожу штатно на посадку, после сруливания с ВПП, сбрасываю тормозной парашют, и на рулении вижу картину !
Три Первых секретаря стоят шеренгой, а четвертым, стоял первый заместитель командующего 34 ВА генерал Кадочкин.
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, родился 25 января 1928, с. Мамати, Грузинская ССР, Первый секретарь ЦК КП Грузии (1972—1985 гг.);
Гейдар Алиевич Алиев, родился 10 мая 1923 года в Нахичевани, Азербайджанская ССР, Первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР (1969-1982 гг.);
Демирчян Карен Серобович, родился 17 апреля 1932 года в Ереване, Первый секретарь ЦК КП Армянской ССР (1974—1988 гг.)
Трое мужчин дружно хлопают в ладоши, с довольными выражениями на лицах, расплывшихся в улыбках, а генерал стоит по стойке «Смирно», правой рукой у фуражки отдает честь, улыбаясь, а левой, сжатой в кулак, грозит мне из-за левой ноги …
#авиация ссср #военно воздушные силы #самолеты #армения #грузия