Найти тему

Рон Тусси про Olympus E-100RS - цифровой "пулемёт" из 2000-го.

Оглавление

Данная статья выполнена на основе неплохого технического документа о первой в мире скоростной компактной фотокамере Olympus E-100RS из 2000 года. Подготовил этот документ Рон Тусси, главный аналитик Imerge Consulting Group. Ссылка в конце статьи.

Я лишь попытался перевести этот старый документ, осмыслить его и предложить вашему вниманию самые интересные моменты со своими комментариями. Камера заинтересовала меня новаторским подходом к цифровой фотографии, которая в конце 1990-х - начале 2000-х во многом ещё опиралась на "плёночный опыт".

Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3
Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3

Фотокамера Olympus E-100RS была создана японской компанией специально для профессионалов и фотографов-энтузиастов, предложив “лучшие в своём классе”:

  1. 10-кратный асферический оптический зум-объектив (380мм экв.) - напоминаю, что Panasonic Lumix DMC-FZ1 появится только в 2002 году, удивив всех своей компактностью;
  2. инновационный режим кэширования изображений перед дожатием кнопки спуска затвора (уникальная функция - редкая гостья в наших цифровых камерах и по сей день);
  3. серийная съёмка со скоростью 15 кадров в секунду (уникальна для компактного фотоаппарата тех времён - жаль буфер маловат - 10 кадров в SHQ-качестве).

При этом фотоаппарат оснащен оптической стабилизацией изображения и электронным видоискателем.

До сих пор большинство производителей цифровых фотоаппаратов конструировали цифровые фотоаппараты, во многом имитируя традиционные пленочные камеры. Olympus решила отбросить традиции, сделав упор на самых современных технологиях цифрового захвата изображения, столь необходимых для индустрии спортивной фотографии. Зачем переходить на цифровые технологии, если вам не разрешается эффективно использовать их в полной мере?

Представьте себе, что в 2000-м году цифровой фотографии всего ещё четыре годика, но её успехи просто поразительны и затмевают темпы роста других связанных устройств. Например, таких как струйные принтеры и сканеры.

Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3
Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3

Автор документа предполагает, что к 2002 году рынок потребительских цифровых фотоаппаратов будут превосходить рынок сканеров (конечно, речь идёт о сканировании бумажных копий снимков и плёнки). На это потребуется каких-то 7 лет, в то время как на эквивалентное развитие технологий планшетного сканера ушло не менее 12 лет. Озвучивается прогноз по цифровым камерам в 2005 году - более 50 миллионов единиц. Персональным компьютерам потребовалось более 14 лет, чтобы достигнуть этого уровня развития. Цифровые фотоаппараты сделают это за 9 лет, пишет Рон Тусси.

Приводятся цифры статистики: только в 1999 году мировые поставки потребительских цифровых фотоаппаратов, без учета игрушечных камер, превысили 5,8 млн единиц, выручка от продаж составила более 2,9 миллиарда долларов.

Этапы становления цифровой фотокамеры

Первый прорыв, по мнению автора, произошёл с установкой цветного ЖК-дисплея, что дало потребителям возможность мгновенно увидеть результат фотосъёмки. Признаюсь, в эпоху безраздельной власти плёнки это выглядело магией. Это произошло в 1995 году.

Второй прорыв был связан с пониманием необходимости развивать оптическую часть фотокамеры и создавать объективы, адаптированные к цифровому захвату изображения. Скорее, это даже не просто специальные объективы, а система: комбинация линз, внутренняя оптико-электроника, алгоритмы обработки изображения, работа с цветом. Всё вместе.

Третий прорыв был связан с производством датчиков изображения в 1,3Мп для потребительских цифровых камер. Изображение такой плотности стало отраслевым эталоном качества фотографии. Подобные изображения уже эквивалентны изображению с пленочной камеры при выводе на печать 10х15 см. Но разрешение, само по себе, не может гарантировать качество фотографии.

Здесь автор лукавит, ведь E-100RS выходит совместно с E-10, оснащённым датчиком в 4Мп. Я не считаю, что 1,3Мп - достаточно для цифрового фото.

Далее Рон пишет о следующем прорыве, который мы наблюдаем в 2000-м (вместе с моделью Olympus E-100RS): высокое, по мнению автора, разрешение здесь сочетается с расширенным функционалом современной цифровой камеры, что выводит цифровую камеру далеко за пределы возможностей пленочных камер.

Плотность изображения (разрешающая способность снимка, те самые мегапиксели), безусловно, является движущей, но не единственной силой технологического развития. Скорее всего, именно уникальные возможности (функции) цифровых камер заставят потребителей и профессионалов покупать цифровые камеры вместо пленочных.

В данном случае, Olympus E-100RS предлагает уникальные возможности для фотографов, занятых съёмкой экшена: спортивной и быстро развивающейся событийной фотосъёмкой.

Объектив Olympus E-100RS

На камере установлен стабилизированный десятикратный оптический зум-объектив (эквивалент 38-380мм) - один из первых в отрасли 10-кратных зум-объективов в цифровой камере по доступной цене. Уточним, что объектив впервые дебютировал вместе с Olympus C-2100UZ.

При этом, вес камеры составляет составляет чуть более 700 грамм (с батареями), что не сравнимо с профессиональной пленочной камерой и эквивалентным объективом (около 11 килограммов).

Увеличенное фокусное расстояние даёт больше возможностей для творчества. Действительно, с этим сложно поспорить. Я заметил, что больше люблю приближать, чем снимать на широком конце объектива. Особенно это полезно при съёмке людей. Снимая на расстоянии, скрытно, вы не разрушаете естество момента.

Уолтер Ури, коммерческий фотограф из Южной Калифорнии с двадцатилетним стажем, использовал Olympus E-100RS для серии натурных съемок в Моаве, штат Юта. Он отмечает, что вместе с Olympus E-100RS он может отделить объект съёмки от фона и проводить съёмку в условиях недостаточного освещения без использования штатива благодаря встроенной оптической стабилизации и небольшого веса камеры. Верится, конечно, в это с трудом - мы знаем, насколько шумными были CCD-матрицы того времени.

Возможность предварительного захвата на Olympus E-100RS - эксклюзивная технология Olympus и является одной из уникальных черт, которые действительно отличают эту цифровую камеру от любых других на рынке.

Предварительный захват изображений

Неотъемлемым атрибутом любой цифровой камеры является минимальное время задержки от момента нажатия кнопки спуска затвора и времени, когда изображение действительно будет захвачено. Один из самых распространённых методов цифровой фотографии - нажимать кнопку спуска затвора задолго до момента предполагаемого захвата, работая в режиме серийной съёмки (если камера это позволяет). Возможности Olympus E-100RS избавляют вас от необходимости использования этой неуклюжей техники и полностью снимают тревогу из-за пропущенного момента.

Из технического документа о фотокамере Olympus E-100RS
Из технического документа о фотокамере Olympus E-100RS

Кэширование снимков происходит в буфер размером 9 Мб. Процесс “предварительного захвата” начинается с удержания полунажатой кнопки спуска затвора. Пять последовательных снимков кэшируются во внутрикамерной памяти и постоянно заменяются новыми до тех пор, пока кнопка спуска затвора остается в полунажатом состоянии. И так до тех пор, пока кнопка спуска затвора не будет нажата полностью. Если кнопка спуска затвора будет отпущена, это остановит предварительный захват изображения и захват в целом. С такой функцией можно запечатлеть именно тот момент, который вам нужен.

15 кадров в секунду

Всего 5 лет назад топовая профессиональная пленочная камера могла обеспечить 7-8 кадров в секунду с моторным приводом. Olympus E-100RS обеспечивает в два раза большую частоту кадров. Это позволяет пользователю запечатлеть любой момент, сложно поддающийся захвату.

Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3
Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3

Добавлю от себя, что современная Canon EOS-1D X Mark III предлагает до 20 кадров/сек. в режиме Live View и 16 кадров/сек. при работе с оптическим видоискателем. Поэтому, 15 кадров в секунду в 2000 году - это круто. Это очень быстро.

Датчик изображения с прогрессивной разверткой

Если честно, я сталкивался с прогрессивной разверткой на Olympus E-20 (фотоаппарате из 2001 года). Это единственная возможность сделать затвор этой камеры быстрее 1/600 секунды. Фотографии с её пятимегапиксельной матрицы в режиме прогрессивной развертки выглядели не впечатляюще и тянули максимум на 2Мп.

Я надеюсь, что на особенном датчике изображения Olympus E-100RS прогрессивная развертка даст более удовлетворительный результат. Но я сомневаюсь в этом.

Итак, в 2000-м году большинство из цифровых фотоаппаратов имеют максимальную выдержку 1/500 секунды, благодаря использованию в них чересстрочного датчика. Olympus E-100RS обладает быстрым датчиком CCD с прогрессивной разверткой, что обеспечивает скорость затвора до 1/10000 секунды. Почему это важно? Чересстрочная цифровая камера имеет достаточно короткую выдержку для большинства типичных ситуаций применения, но терпит неудачу при попытке захватить быстрое движение в спортивной фотографии.

Управление датчиком с прогрессивной разверткой очень простое и интуитивно понятное дело - вывод всех линий по порядку. Прогрессивная развертка позволяет камере формировать все доступные строки кадра за один проход, а после мгновенно передает содержимое картинки в построчном «прогрессивном» режиме. При такой обработке изображений картинка отправляется целиком, а не поочередно первое и второе поля, как при чересстрочной развертке. В результате мы получаем изображение с низким количеством помех в сигнале, движущиеся предметы становятся более четкими, а также отсутствуют какие-либо искажения.

В камеру Olympus E-100RS встроен какой-то особенный датчик с прогрессивной разверткой, который, по заверениям производителя, передаёт полное заявленное разрешение. При этом, в камере есть традиционный механический затвор со скоростью работы до 1/1000 секунды.

Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3
Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3

Конечно, все преимущества высокоскоростного электронного затвора вы сможете ощутить лишь при хорошем освещении сцены. Напомню, что объектив не впечатляет своей светосилой. F3.5 на длинном конце. Чтобы держать выдержку экстремально короткой придётся повышать светочувствительность. Максимальное ISO400, думаю, не порадует своими шумами. В автоматическом режиме камера выбирает между ISO100 и ISO200.

Соответствие объектива CCD-датчику

Рон Тусси очень трогательно пишет о Ньютоне, который более 200 лет назад показал, что белый свет составлен из нескольких длин волн (RGB), которые теперь называют фотонами. Эти волны света проходят через объектив камеры и должны быть “изображены” как точки, например, на пленочной эмульсии. Когда фотоны не отображаются должным образом на плоскости пленки, возникают хроматические аберрации.

Вероятно, прочитав о Ньютоне, мы должны были ассоциировать Olympus E-100RS с английским физиком. Но это не значит, что разработки E-100RS начались в 1672 году, когда Ньютон экспериментально открыл разложение света ;)

Соответствие между объективом и датчиком изображения имеет решающее значение для формирования качественной картинки, пишет Рон Тутси. Здесь мы с ним полностью согласны.

Постобработка изображений далеко не всегда исправляет ситуацию. Если производитель пытается поместить объектив, предназначенный для пленочной камеры, на цифровую камеру с маленьким датчиком, мы будем наблюдать хроматические аберрации, потерю резкости, некоторые другие проблемы.

Из технического документа о фотокамере Olympus E-100RS
Из технического документа о фотокамере Olympus E-100RS

Было обнаружено, что для того, чтобы получить наилучшие возможные изображения с цифровой камеры, световход в CCD-матрицу должен быть прямым (для чего в конструкции объектива используются соответствующие оптические элементы).

Возможности DualSlot Media

Как и на Olympus E-10 / E-20 мы имеем возможность использовать сразу два вида носителей - SmartMedia и CF. Однако, предполагаю, что скорость записи на эти носители будет столь же утомительно долгой, как и на Olympus E-20, где приходится ждать до 45 секунд до полного опустошения буфера.

Возможность голосового аннотирования с QuickTime

Часто профессиональные фотографы нуждаются в возможности быстро записать имя спортсмена или обозначение того, где был сделан кадр. В “старые добрые времена” профи носили блокнот и карандаш в нагрудных карманах. В 2000-м году цифровые камеры уже предоставляют пользователю возможность прокомментировать изображение, оставляя пятисекундную голосовую аннотацию в виде аудиофайла QuickTime.

Новый точный электронный видоискатель

Новый электронный видоискатель Olympus E-100RS показывает область захвата изображения со 100% точностью, так как он считывает данные непосредственно с CCD-матрицы, а не через "посредников" (зеркало, дальномер или согласованный оптический видоискатель). Вы видите в видоискатель то, что вы получаете на снимке.

В 2000-м году нужно было объяснять покупателю преимущества электронных видоискателей, т.к., на самом деле, они были плохи. Я не нашёл подробной информации о видоискателе этой модели фотоаппарата, но основной монитор диагональю 1.8 дюйма имеет разрешение в 114.000 точек.

По своему опыту могу сказать, что компактные фотоаппараты супер-зумы должны обязательно оснащаться видоискателями, пусть даже электронными и плохими, т.к. "поймать" объект в кадр на максимальных фокусных, почему-то, куда проще, используя видоискатель, а не монитор.

Критичность управления нейтральным цветом

Olympus E-100RS сохраняет изображение с нейтральным цветом, т.к. часто корректировка изображения в любом направлении вызывает нежелательные шумы, которые влияют на качество изображения. Ту же ситуацию мы наблюдаем на Olympus E-20. Однако, такой подход не очень популярен у фотолюбителя, т.к. подобные изображения получаются тусклыми, невыразительными и требуют постобработки на компьютере.

Съемка в цвете или в черно-белом режиме

Во многих случаях цифровые фотографы вынуждены снимать в цвете, а затем конвертировать изображение в черно-белое. Рон Тутси нашел причины, почему это может быть "непрофессионально".

Во-первых, цветные изображения занимают гораздо больше места на картах памяти. Сегодня об этой проблеме мы и не думаем.

Во-вторых, камера отбрасывает ненужные цветовые данные перед сохранением на носитель, что ускоряет её работу. Правда?

В-третьих, это банально экономит время фотографа на постобработке.

Наконец, не лучше ли проверить черно - белое изображение прямо на мониторе (в видоискателе) камеры, пока оно ещё не снято?

Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3
Olympus E-100RS (2000 год). Фото: spankysixteen3

Фотограф Уолтер Ури добавляет: “Я специализируюсь на черно-белой фотографии, и я очень разборчив. Я был чрезвычайно впечатлен тем, как эта камера переводила цвет в черно-белые тональные значения".

Уолтер, мы все потрясены, как "профессионально" ты рекламируешь новую камеру ;)

Поворот изображения на 90º при воспроизведении

Тут я удивился, т.к. автоповорота нет даже в топовых компактах Olympus того времени, например, в Olympus E-20.

Рон Тутси поясняет: съёмка в вертикальном формате - абсолютная необходимость для профессионалов. Проблема в том, что большинство цифровых камер не поворачивают изображение при воспроизведении, чтобы вы могли посмотреть их правильно, и пользователи вынуждены выполнять эту простую задачу на ПК с программным обеспечением (или крутить головой/фотоаппаратом).

Olympus преодолела эту проблему, позволяя поворачивать изображения на 90º при воспроизведении.

Замечательно! Хитрый маркетинговый текст! Автоповорота нет, но вы можете повернуть кадр на фотоаппарате сами при просмотре. Спасибо, успокоили :D

Вывод

Рон Тутси подводит итог: Olympus E-100RS специально создана для спортивных фотографов, может быть репортажной камерой.

Надеюсь, камера подойдёт для фотографирования дикой природы, птиц (хотя зум можно признать недостаточным для этих целей). Зато будет очень сложно пропустить нужный момент.

После ознакомления с материалами брошюры, подумал, что работа с Olympus E-100RS - по-челябински суровый дауншифтинг. Примеры изображений с камеры, которые удалось найти на flickr.com, немного меня успокоили. Всё не так страшно, как могло быть. Для печати на большой формат или для разглядывания лиц в толпе - это вряд ли. Но для веба - достаточно. Даже сегодня.

Полный текст документа на английском по ссылке.

Фотографии с камеры 1,4Мп вы можете оценить ниже (фото максимально возможного качества с flickr.com

Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Nobby knipst
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Nobby knipst
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Peter
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Peter
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: naonaomix
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: naonaomix
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Matthias Weinberger
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Matthias Weinberger
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Patrick W.
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Patrick W.
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Nobby knipst
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Nobby knipst
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: schiiiinken
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: schiiiinken
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп). Автор фото: Steve Decato
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп, ISO200). Автор фото: naonaomix
Пример фото с камеры Olympus E-100RS (2000 год, 1.4Мп, ISO200). Автор фото: naonaomix

Если у вас есть ненужная, но рабочая старая цифровая камера и вы готовы отдать её в дар - пишите на ovch@me.com или через группу ВК. Доставку оплачиваю.